Великий кормчий - кореец!
О, сколько нам открытий чудных готовит, вопреки утверждению классика, непросвещенья дух! Как много нового можно узнать, например, из недавно появившегося на владивостокских прилавках детектива Олега Вихлянцева "Стукач"!
О, сколько нам открытий чудных готовит, вопреки утверждению классика, непросвещенья дух! Как много нового можно узнать, например, из недавно появившегося на владивостокских прилавках детектива Олега Вихлянцева "Стукач"!
Впрочем, изысками языка и стиля любое криминальное чтиво не блещет по определению. В упомянутом произведении поражает прежде всего своеобразное представление автора о географии и политике на Дальнем Востоке и в Восточной Азии. Читающие дальневосточники не раз убеждались: для многих "центральных" литераторов все, что за пределами столичных окраин, - темный лес.
Главные события своего романа Олег Вихлянцев разворачивает в 1975 году в Хабаровском крае, неподалеку от Чегдомына. "Дорогу здесь железную построят. До Хабаровска будет рукой подать! Хошь в Приморье поедешь, хошь в Уссурийск", - рассказывает председателю Ургальского сельсовета секретарь Чегдомынского райкома партии. Как будто Приморье и Уссурийск - в разных направлениях! Оговорился? Ан нет, автор и вправду так считает. Через несколько страниц он, описывая погоню за преступником, сообщает: "Все силы поиска были брошены на корейские леспромхозы, в Приморский и Уссурийский края, а также в Амурскую область".
В этих неведомых столичному жителю местах, в загадочном Хабаровском крае население, по версии автора, изъясняется особым языком: "Здравкуй. Чаго побёг-то? Говорю жа табе, ерадром али дорогу железную строить хотять! Тута рядом, три дней пехом...". И питается здешний народ особенно: "Выложили из сумок припасы: кто крынку с икрой, кто банку груздей с брусникой, кто жбан самогону". Причем красную икру, по мнению вышеназванного литератора, дальневосточники едят исключительно вареной.
Но, пожалуй, больше всего повеселит благодушного читателя младенчески наивное представление автора бестселлера о наших заграничных соседях...
"Соленый слышал от секретаря Чегдомынского райкома партии о том, что в их районе начинают лесоразработку многотысячные бригады южнокорейских лесорубов. Так называемая Народно-трудовая Армия Кореи, а по сути дела ссыльные подданные великого солнцеликого кормчего, обреченные на долгие годы нищенского существования".
Похоже, для этого писателя геополитическое устройство за российскими дальневосточными рубежами - "тайна сия велика есть". Ему, как говорится, без разницы, что Южная Корея, что Северная и в какую из них поместить волею своего пера изъятого у китайцев великого кормчего - Мао Цзэдуна. Ну а нам остается только посмеяться, поскольку из-за всех этих нелепиц книга, заявленная как детектив, читается как юмористическая.
Автор: Светлана ЖУКОВА, "Владивосток"