За защитой - в Европу

В конце февраля известный приморский адвокат Александр Смольский отправится в очередную командировку на конференцию по вопросам работы адвоката в Европейском суде в Страсбурге, чтобы как можно глубже вникнуть в чрезвычайно важную для любого защитника проблему: как научиться правильно жаловаться в Европейский суд по правам человека.

3 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1896 от 3 февр. 2006

В конце февраля известный приморский адвокат Александр Смольский отправится в очередную командировку на  конференцию по вопросам работы адвоката в Европейском суде в Страсбурге, чтобы как можно глубже вникнуть в чрезвычайно важную для любого защитника проблему: как научиться правильно жаловаться в Европейский суд по правам человека. Это будет его вторая поездка, и предполагается, что он с конференции привезет для своих коллег из Адвокатской палаты Приморского края (АППК) новые знания, которые впоследствии должны помочь адвокатам отстаивать права граждан.

Первая поездка в Европейский суд в середине декабря 2005 года стала для опытного, казалось бы, юриста большой школой, а информация, полученная на конференции от судей Европейского суда, стала шокирующей, неожиданной и полезной. "Европейский суд - это для адвокатов России еще один мощный рычаг воздействия, позволяющий эффективно бороться с бюрократией, волокитой и судебной несправедливостью,- восхищенно рассказывает Смольский. - И теперь своим клиентам я буду рекомендовать вместо бесконечных хождений по различным судебным инстанциям отстаивать свои права подачей жалобы прямо в Европейский суд".

Суд вызвал сам

Вообще, вызов приморского адвоката на стажировку в Европейский суд по правам человека - случай в юридической практике России беспрецедентный. Дело в том, что в середине 2005 года руководство Европейского суда, озабоченное невероятно большим количеством жалоб из России, обратилось в Федеральную адвокатскую палату РФ с просьбой отобрать 15 адвокатов из российских регионов для прохождения обучения непосредственно в Европейском суде в Страсбурге (Франция). Суд приглашал адвокатов сам, потому что вал поступающих жалоб в большинстве своем содержал неправильные формулировки и неверно оформленные тексты, а следовательно, они не могли быть приняты к рассмотрению. На адвокатов, вызванных из России в Страсбург, была возложена непростая миссия: сначала изучить точный алгоритм действий и четкость формулировок непосредственно под руководством судей Европейского суда, а потом приступить к второй фазе - обучению коллег-защитников и простых граждан тому, как правильно жаловаться и как добиваться результата. В течение тех дней, что адвокаты провели в Страсбурге, они учились правильно оформлять  тексты и разбирали ошибки.

В том же 1998 году Россия ратифицировала Европейскую конвенцию, и с того момента каждый россиянин получил право обратиться в Европейский суд по правам человека, - если считает свои права нарушенными. Ответчик по иску в суд - всегда государство, в нашем случае - Россия.

Механизм работы такой: Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе конкретного государства - участника конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное национальным судом или чиновником. Европейский суд также не дает указаний национальному законодателю, не осуществляет контроль за законодательством или судебной практикой того или иного государства, он рассматривает только конкретные жалобы, чтобы установить, действительно ли были нарушены требования конвенции.

Несмотря на то, что на внутренние дела государства и его юридическую систему Европейский суд не влияет, он вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороной всех издержек и расходов. За всю многолетнюю практику суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы его решений. Оно и понятно: неисполнение такого решения чревато тем, что Совет Европы запросто может исключить из своего состава "провинившееся" государство!

Максимум жалоб - от нас

- Хотя я и являюсь адвокатом с большим стажем работы, раньше я не понимал всех возможностей, которые дает Европейский суд по правам человека, - рассказывает Александр Смольский, - а поэтому я не использовал это в своей работе. Да, я знал, что Европейский суд есть, но это было где-то там, в заоблачной выси. А теперь я увидел, что Европейский суд не только вполне осязаем, но и может помочь мне решить проблемы моих клиентов, которые не решаются ни на местном, ни на федеральном уровне. Кстати, одна из проблем - это то, что работа Европейского суда фактически замалчивалась в России, а наша судебная власть старалась не афишировать его работу, потому что это невыгодно нынешней системе российского правосудия. Литературы по этому вопросу в стране тоже очень мало, и, как правило, она на английском или французском языке. Широкий доступ к решениям Европейского суда тормозился также тем, что не было официального перевода судебной практики на русский язык, то есть не было перевода, заверенного самим Европейским судом. На лекциях, которые нам читали судьи, старались дать нам максимум полезной информации, потому что по количеству поданных в Европейский суд жалоб Россия на первом месте, а по количеству разрешенных по существу - на одном из последних, так как очень велик отсев. Судите сами: из 22 тысяч жалоб, поступивших с 1998 года, вынесены решения только по 44! Судьи сами нам говорили: работайте активно, но грамотно, а когда оформляете жалобы, пишите так, чтобы их не отклонили по формальным основаниям, приводили примеры работы лучших европейских адвокатов, которые работают несколько иначе, чем принято у нас. Если наши защитники стараются указать в жалобе ошибки и нарушения норм материального или процессуального права, допущенные в наших судах или конкретными чиновниками, то европейские адвокаты "подтягивают" имеющееся судебное решение под нарушение государством конкретных статей конвенции - и жалоба готова. Такие жалобы, как правило, рассматриваются по существу, а не отклоняются по формальным признакам.

По вечерам в гостинице мы, адвокаты с разных концов России, обмениваясь впечатлениями, были единодушны в том, что сегодняшний Европейский суд - это мощный рычаг воздействия на  российскую бюрократическую машину.

Чтобы защищаться, надо учиться

- Естественно, после этой поездки я несколько изменил взгляд на порядок работы с нашими судами и чиновниками, - продолжает Смольский. - Поскольку одно из требований Европейского суда - жалоба должна быть подана не позднее шести месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом, можно обращаться туда сразу после того, как вы получили на руки решение районного и краевого (областного) суда.

Адвокатам не надо проходить все инстанции до Верховного суда РФ и генпрокурора, поскольку Европейский суд не признает нашу надзорную инстанцию.

Справка "В"

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. До 1998 года в Совете Европы имелось три органа, надзирающих за правами и свободами, но после 1 ноября 1998 года остался один, но очень мощный инструмент - постоянно действующий Европейский суд по правам человека, который находится во Дворце прав человека в Страсбурге (к слову, в этом же здании расположен и сам Совет Европы).

Сами судьи Европейского суда нам говорили: "Учите людей! Объясняйте им, что для того, чтобы суд принял жалобу к рассмотрению, она должна быть правильно составлена, что может сделать только адвокат, потому что обычный человек, как правило, запутывается в формулировках, в результате жалоба отклоняется по формальным признакам, а человек недоумевает о причинах отклонения его жалобы".  Когда нас собирали в суде, нам объясняли, что сегодня наша цель - донести в массы правильный алгоритм работы с Европейским судом, чтобы как можно большее число людей не только осознало возможности этого суда по защите прав человека, но и важность правильного обращения туда. Как ни прискорбно признавать, но простой заявитель, который хочет обратиться в этот суд сам, как правило, обречен на неудачу.

Призвать Россию к ответу!

Сам Александр Смольский верит, что скоро наши чиновники (а так-же любители выносить не всегда выверенные судебные решения) почувствуют себя весьма дискомфортно. Потому (и адвокаты не собираются этого скрывать), что обращение в Европейский суд - это новая форма воздействия (как на суд, так и на бюрократический аппарат). После обращения в суд (которое, кстати, можно подать на русском языке) аппарат Европейского суда решает,  подходит ли жалоба по формальным основаниям. Далее примерно полгода идет переписка суда с заявителем (надо иметь в виду, что в суд надо отправлять только копии документов, поскольку оттуда ничего не возвращается). Госпошлину за обращение в суд платить не надо, единственное, что обязательно, - посылать туда заказное письмо с уведомлением о вручении. Когда суд признает, что жалоба приемлема, у него начинается переписка с государством как с ответчиком. Государству начинают задавать "неудобные" вопросы.

- Вы себе представьте шок должностных лиц, будь то судья или чиновник администрации, когда они узнают, что их действия могут признать противоречащими Европейской конвенции о правах человека! - говорит Александр Смольский. - Сразу же возникает цепная реакция на "верхах", мол, как так получилось, что довели человека и заставили обратиться в суд с иском против государства! А государству такой поворот сюжета совершенно не нужен. Дело тут даже не в огласке, а прецеденте, который создается. Представьте себе, что вслед за этим обращением туда же пойдут сотни других. Конечно, в конце концов, и в Европейском суде жалобщик может ничего не добиться, но сам факт, что человек пошел против системы и заставил ее отвечать и оправдываться, - это мощный фактор сдерживания черствости, бездушия и беззакония.

То, что по количеству поданных в Европейский суд жалоб Россия на первом месте, - это свидетельство того, что в нашем Отечестве нарушения прав гражданина носят повсеместный характер. Наши сограждане вынуждены обращаться в Европейский суд, так как внутреннее российское законодательство и органы, призванные по Конституции обеспечивать защиту прав человека, не обеспечивают этот процесс. Может быть, Европа нам поможет.

Сегодня благодаря Европейскому суду у каждого гражданина появилась возможность добиться справедливости и вырваться из "замкнутого круга", когда, например, у государственных органов есть статистика и проценты, а значит, независимо от того, прав человек или нет, его интересами могут пожертвовать ради "цифры".

Что было бы еще несколько лет назад? Человек походил бы по инстанциям, ничего бы не добился и ходил бы с болью в сердце. А сегодня у него появился шанс. Всего лишь шанс, а не панацея, но этим все равно нужно воспользоваться, главное - сделать это грамотно! Хотелось бы обратить внимание и на такой факт: когда Европейский суд выносит решение о том, что государство нарушило права человека, он указывает на необходимость устранения нарушения. То есть рецепта и механизма устранения суд не дает, рассчитывая на то, что государство само все исправит, руководствуясь его решением и конвенцией. Фактически это означает, что государство будет вынуждено поправить само себя!

Кстати, в том, какие решения выносит Европейский суд, заложена еще одна неприятность для российской системы правосудия. Дело в том, что в Европе в основном действует так называемое прецедентное право, когда единожды вынесенное решение суда может в дальнейшем использоваться при рассмотрении аналогичных дел как шаблон. Россия "прецедентное право" не применяет, полагая, что каждый судья при рассмотрении конкретных дел способен вынести решение, не прибегая к аналогиям. А решения Европейского суда имеют для российских судов прецедентное значение, то есть при рассмотрении аналогичного дела российский суд должен принять за основу решение Европейского суда.

P. S. Вторая встреча представителей адвокатского сообщества России и судей Европейского суда, которая запланирована на конец февраля, должна пройти в Москве, и принимающей стороной будет Федеральная адвокатская палата России. Адвокат Смольский уже пообещал своим коллегам, что тщательно законспектирует все выступления судей, чтобы полученные знания распространять в Приморье и учить жителей края качественно и эффективно писать жалобы в Европейский суд.

В Интернете документы по правильному оформлению жалобы в Европейский суд можно найти по адресу: http://www.medialaw.ru/article10/3/3.htm

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"