И гейши любить умеют
"Мемуары гейши" - фильм для тех, кто не слишком хорошо знает Японию, и уж тем более не для японцев. Это - если внимательно к нему присматриваться и искать в художественном произведении документальную точность. Ибо и сам роман Артура Голдена, по которому снята лента, грешит мелкими и крупными ошибками, а уж чего требовать от фильма "по мотивам"?
"Мемуары гейши" - фильм для тех, кто не слишком хорошо знает Японию, и уж тем более не для японцев. Это - если внимательно к нему присматриваться и искать в художественном произведении документальную точность. Ибо и сам роман Артура Голдена, по которому снята лента, грешит мелкими и крупными ошибками, а уж чего требовать от фильма "по мотивам"?
Как и "Гордость и предубеждение", "Мемуары гейши" - скорее представление американца о Японии первой половины прошлого века, о закрытой и необычной стране, где отношения между мужчинами и женщинами строились по особым законам, но простые человеческие чувства оставались такими же, как везде в мире. Любовь, ненависть, коварство, доброта, страсть - все люди мира живут во власти этих чувств и определяют свою судьбу, опираясь на них:
История девочки Чио, ставшей высокооплачиваемой, популярной гейшей Саюри, - по сути история любви, запретной, невозможной, живущей в сердце вопреки всем событиям, происходящим вокруг. И окружающие реалии - те самые, что вызывают критику у японцев, - следует воспринимать скорее как фон, нежели как основную суть картины.
Судьба девочки, проданной в квартал гейш, вырванной из семьи, поставленной в условия "живи так или умрешь", девочки, превратившейся в женщину, для которой существует масса запретов и самый главный - запрет на семью, на любовь, ибо "гейша не может позволить себе любовь", - вот что в центре фильма. И пусть японцев играют китайские актеры, от этого точная, филигранная игра не становится хуже ни на йоту. Высокий эмоциональный накал в "Мемуарах гейши" передается актерами очень по-японски - сдержанно, взглядом, вздохом, движением руки. Нет в сценах европейской раскованности, но в то же время давно не приходилось видеть столь чувственного, страстного - и одновременно почти пуританского - кино.
Разумеется, во многом здесь заслуга оператора, его умения живописно, яркими мазками оттенить и подчеркнуть глубину сюжета визуальными эффектами. Лепестки сакуры, осыпающие юную гейшу; прозрачные ширмы из рисовой бумаги - как самые настоящие границы меж миром гейш и миром обыденности; красные речные воды Японии, в которую пришла война, - и пусть это всего лишь краска от кимоно, но одного этого кадра достаточно, чтобы понять - жизнь и героини, и всей страны изменилась навсегда: Право же, "Мемуары гейши" - изумительно красивое кино.
Впрочем, иначе и быть не могло. Гейши творят красоту, ускользающую красоту жизни, хрупкую, сегодня есть - завтра нет. Они несут мужчинам минутное успокоение, дарят им не столько страсть, сколько романтику, добавляют яркие краски в достаточно унылую повседневность. Они обложены запретами, как дорогая кукла в коробке - ватой, они - безделушки, но те, от которых невозможно отказаться...
Есть, однако, немало претензий японцев к фильму "Sayuri" (в русском варианте - "Мемуары гейши")
Режиссер перепутал гейш с юдзё. Юдзё - проститутки того времени. Юдзё имели ранги, среди которых ойран - самый высокий. Проститутки ранга ойран были образованными, воспитанными, но все-таки они были проститутками, продавали себя. Гейши же совершенствуют мастерство беседы, игры на сямисэне, чайной церемонии - но никогда не продают свое тело. А в фильме часто показываются гейши как ойран.
Киотская ассоциация гейш отказалась помогать создателям "Sayuri" после прочтения сценария. Гейши в интерпретации режиссера "Sayuri" выглядят вульгарными, дешевыми.
Вообще Япония в фильме больше похожа на Китай. Во время просмотра фильма японские зрители часто улыбались - так много в нем мелких фактических ошибок. Например, когда Саюри ходила в синтоистский храм, молилась и звонила в колокол. Но колокол в фильме звучал буддийский.
Это американский фильм - для европейцев и американцев, прокатывать его в Японии - большая ошибка.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"