Год под началом Михаила Степчука
В новом году Бюджетный, Гражданско-процессуальный и Арбитражный кодексы, как и многое в России, претерпели некоторые изменения. Отныне принудительное взыскание долгов казны, бюджетных организаций и муниципальных образований больше не производится судебными приставами. И это не последнее изменение деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, которое существует в качестве самостоятельного подразделения ровно год. Об итогах и планах управления - наш разговор с руководителем управления, главным судебным приставом Приморья Михаилом Степчуком.
В новом году Бюджетный, Гражданско-процессуальный и Арбитражный кодексы, как и многое в России, претерпели некоторые изменения. Отныне принудительное взыскание долгов казны, бюджетных организаций и муниципальных образований больше не производится судебными приставами. И это не последнее изменение деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, которое существует в качестве самостоятельного подразделения ровно год. Об итогах и планах управления - наш разговор с руководителем управления, главным судебным приставом Приморья Михаилом Степчуком.
- Действительно, с 1 января этого года Федеральная служба судебных приставов не уполномочена исполнять решения суда по взысканию денежных сумм с бюджетов всех уровней. Теперь за взысканием, например, детских пособий, нужно обращаться в органы казначейства. Если исполнительный документ по этому вопросу уже находится у нас, нужно его сначала самостоятельно отозвать заявлением. Понятно, что такое взыскание - дело довольно проблематичное, потому что бюджеты у нас не резиновые и не все суммы там заложены. Теперь нам, конечно, будет немножко легче работать.
- Неужели до этого было слишком тяжело? Все-таки служба обрела самостоятельность...
- Давайте посчитаем: в 2005 году в Приморье находилось на исполнении более 400 тысяч исполнительных производств. Ими занимались 326 судебных приставов-исполнителей (а всего аппарат управления - 773 сотрудника). Это катастрофически мало. Потому что нагрузка на каждого нашего судебного пристава-исполнителя - 117 исполнительных производств в месяц, и это при существующей норме, рассчитанной Минтруда и Минюстом, - 24.
- Но сейчас поговаривают об увеличении штата службы по всей стране. Приморья это касается?
- Да, на 2006-2007 годы запланировано увеличение штатной численности службы судебных приставов на 20 тысяч человек. Это уже даже в бюджете предусмотрено. В 2006 году ряды службы пополнятся 10 тысячами сотрудников. Сколько новичков в итоге будет в Приморье, мы еще не знаем. Но уже в первом квартале нам добавляют 19 человек.
- Кто может стать судебным приставом?
- В нашем представлении судебный пристав должен, в первую очередь, иметь высшее юридическое образование. Или хотя бы среднее. Но законодательно это еще никак не прописано. Закон о судебных приставах, содержащий такие изменения, сейчас только рассматривается. Но пока это требование не обязательное, можем принимать людей с любым высшим образованием. Служба в армии тоже не важна, однако без боевой и физической подготовки нельзя стать судебным приставом по охране установленного порядка деятельности судов. На эту должность очень жесткий отбор, военно-врачебная комиссия отбраковывает большое число претендентов.
- А насколько опасна и трудна ваша служба?
- К судебным приставам-исполнителям в народе не самое хорошее отношение, и угрожают им иногда. В прошлом году в Надеждинском районе так и случилось. Было также одно нападение на судебных приставов-исполнителей. Причем даже не со стороны тех, в отношении кого принялись меры исполнительного производства. Пьяный сосед, увидев девушек в форме, бросился на них с бутылкой: Потом пришлось в этой ситуации разбираться милиции: Поэтому мы всегда пытаемся предугадать такие ситуации. На исполнение какого-то скандального производства, арест крупных объектов, судов, сложной техники вместе с приставами-исполнителями идут приставы по ОУПДС. Все имеют право на ношение оружия, а к человеку с оружием уже другое отношение.
Справка "В"
Служба судебных приставов в Приморье в составе Министерства юстиции РФ была образована в 1997 году. В декабре 2004 года Федеральная служба судебных приставов обрела самостоятельность. Основные направления работы службы: исполнение решений суда и специально уполномоченных органов, Федеральной налоговой службы, таможни, УВД и т. д., а также обеспечение установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) и осуществление принудительных приводов в суд свидетелей, подсудимых, потерпевших (в прошлом году доставлены 12339 человек). Также судебные приставы по ОУПДС участвуют в наложении арестов, изъятии имущества, принудительном выселении, вселении (таких действий было 135253). Есть функция дознания по ряду статей УПК: 297, 312 - незаконные действия по отношению к арестованному имуществу, 315 - неисполнение решения суда. Всего за прошлый год управлением возбуждено 22 уголовных дела.
- Оправданы ли жалобы на судебных приставов?
- За прошлый год к нам поступило 4500 жалоб. Претензии к судебным приставам можно высказать по "телефону доверия". Все заявления мы анализируем, и, если пристав грубо нарушил закон, он будет наказан, а все остальные сделают соответствующие выводы. В основном причина жалоб - несовершенство законодательства. Законы об исполнительном производстве и о судебных приставах датируются аж 1997 годом. Разрабатывались они еще раньше - в 1986 году, сейчас они никакой критики уже не выдерживают. То, что сделал судебный пристав-исполнитель, можно повернуть и так, и эдак. И стороны исполнительного производства этим пользуются. Также из-за ненормально большой нагрузки судебные приставы-исполнители просто физически могут не справиться с работой. Ну и встречается, конечно, низкая квалификация сотрудников. Вот когда будут все в обязательном порядке юридически подкованы, добавят людей, тогда, будем надеяться, и количество ошибок уменьшится. Кстати, сейчас рассматриваются проекты Исполнительного кодекса, который бы устранил все законодательные недоработки. Но это пока в будущем.
- Борцы с коррупцией утверждают, что с обретением службой самостоятельности появилась новая категория взяточников - судебные приставы...
- Я бы не стал так говорить. Есть одно такое уголовное дело, возбужденное прокуратурой в прошлом году. Но это единственное уголовное дело не только самостоятельной службы, но и за все время существования службы судебных приставов Приморского края как таковой.
- Какие проблемы остаются у службы?
- Много проблем связано с такой нашей функцией, как принудительный привод. Казалось бы, вроде человек является потерпевшим по какому-то делу, а его нужно доставлять в суд насильно. Таких в Приморье - огромное число, и очень сложно застать человека по указанному адресу. Бывает, что не всегда повестка доходит до адресата: почта не донесла, из ящика кто-то вытащил. Но основная проблема - все-таки желание граждан избежать встречи с судом. Расстояния тоже мешают. Законодательство никак не регулирует межрегиональные приводы. Вот пример: к нам поступают постановления о приводе из Санкт-Петербурга, Иркутска, со всей России, а финансирования на это не предусмотрено. Если мы еще можем отправить судебных приставов по ОУПДС за тридевять земель, то кто будет оплачивать билет и проживание того, кого мы приводим?
Больной вопрос для нас - предприятия, на которых введена процедура банкротства либо созданы ликвидационные комиссии ("Дальморепродукт", "Дальзавод", "Бор", список можно продолжать). С них, по закону о банкротстве, мы не имеем права взыскивать деньги. Но гражданину, который должен их получить, все равно, кто имеет, кто не имеет права. И нам жалуются на бездействие, а мы вынуждены разъяснять, что это будет превышением должностных полномочий.
Существует проблема взыскания налоговых недоимок с некоторых юридических лиц. Как правило, всевозможные АО и ООО, которые не платят налоги, к моменту нашего прибытия попросту уже прекращают существование. За прошлый год мы вернули без исполнения 768 постановлений налоговых инспекций.
- Что планирует служба в ближайшее время?
- Выполнить плановый показатель по взысканию различных сумм в доход государства, который нам с прошлого года подняли. Потому что с предыдущим показателем мы справились слишком хорошо. В 2005 году мы взыскали в пользу бюджета более 815 миллионов рублей. И рост по сравнению с 2004 годом составил 117 процентов. В два с половиной раза подняли нам и планку исполнительского сбора - отдельной строки доходной части бюджета. Будет непросто. Поэтому с должников, которые в пятидневный срок после поступления исполнительного документа к судебным приставам-исполнителям не оплатят свои долги, будем безоговорочно взыскивать исполнительский сбор, чтобы пополнять казну.
Еще мы бы очень хотели, чтобы 157-я статья Уголовного кодекса - невыплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей - тоже была в нашей подследственности. Пока мы проводим только предварительную проверку, все остальное - за милицией. И вообще, на мой взгляд, за невыплату алиментов нужно применять такую меру, как реальное лишение свободы, потому что это очень плохо, когда родители (и отцы, и матери) бросают своих детишек. Смотрите, что получается: заставить работать алиментщика мы не можем. А платить алименты ему нечем. И многие судебные приставы-исполнители занимаются тем, что трудоустраивают нерадивого должника, чтоб он выплачивал. Но, конечно, в основном у подобных людей просто нет такого желания. Поэтому сейчас центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов работает над внесением изменения в УК по ужесточению ответственности за невыплату алиментов...
Досье "В"
Михаил Степчук родился в 1968 году в Благовещенске. В Приморье приехал в 1985 году. Окончил ТОВВМУ им. Макарова, с военной службы ушел в 1992 году, после чего работал на судах рыбодобывающего флота. В службу судебных приставов пришел в 1998 году. Начинал судебным приставом-исполнителем. В 2002 году был назначен старшим судебным приставом города Находки. В декабре 2004 года приступил к обязанностям руководителя управления. Увлекается виндсерфингом. Женат, двое детей.
Автор: Вера КОНЮХОВА, "Владивосток"