Светлая...
Иногда ее окликают на улице: "Тома!". Но чаще - намного чаще - называют Светланой. И если новые работы актрисы Марии Порошиной не перебьют сумасшедшие рейтинги "Дневного дозора", в глазах публики она останется Светланой, Светлой волшебницей, хрупкой женщиной с беззащитными глазами...
Иногда ее окликают на улице: "Тома!". Но чаще - намного чаще - называют Светланой. И если новые работы актрисы Марии Порошиной не перебьют сумасшедшие рейтинги "Дневного дозора", в глазах публики она останется Светланой, Светлой волшебницей, хрупкой женщиной с беззащитными глазами...
Мария - не новичок на экране. Ее пусть небольшие роли в "Бригаде", "Дальнобойщиках" (где Порошина играла маньяка-убийцу), работа в сериале "Всегда говори "всегда" были яркими и запоминающимися.
Поэтому актриса не совсем согласна с тем, что "Дневной дозор" сделал ее знаменитой.
- Да, это была мощная пиар-кампания, все увешано плакатами, но популярность - не мера вещей. Есть работы, на которых я выкладывалась так же сильно, которые столь же дороги моему сердцу. Популярность важна только одним - всегда хочется, чтобы фильм понравился тем, кто его видел. Это самая главная награда, а висишь ты на плакате или нет - вопрос второй.
Свои работы всегда оцениваю критически, перемалываю, думаю: вот здесь можно было сделать лучше. По первому восприятию фильм мне понравился, глобальных придирок не было. Казалось: вот тут бы больше мягкости, а вот здесь драмы: Как мне кажется, режиссер взял в ленту все самое главное и интересное. Один эпизод с обменом телами какой замечательный, помните?
Мария признается: современную российскую фантастику почти не читала, ей больше по душе Брэдбери, Беляев, и потому, когда принесли сценарий "Ночного дозора", о творчестве Сергея Лукьяненко она и понятия не имела. Но сценарий понравился, захватил, однако ассистенты слишком долго не перезванивали, и Порошина решила: ну что ж, утвердили другую, очень жаль.
- И вдруг звонят, спрашивают: скажите, ближайшие месяцы вы заняты? А вы кто, отвечаю, и почему интересуетесь? Мы из "Ночного дозора", говорят, помните? Помню, сняли уже фильм, наверное, спрашиваю. Да что вы, кричат мне в трубку, вы только что утверждены на роль Светланы, скажите же свой график! Вот тут были и шок, и радость...
Стала читать Лукьяненко вперемешку со сценарием, потом - где-то на середине съемок "Ночного дозора" перестала, чтобы не путать содержание книги с тем, что происходило на съемочной площадке. С другой стороны, хотелось сделать образ Светланы богаче, а для этого нужно знать, какая она там - в книге. Снова начала читать. Получился синтез, мне кажется, моя Светлана похожа на книжную, жаль, не все, что было в повести, вошло в кино. Хотя: Самое главное, наверное, есть - ее вера в добро, стремление к любви...
- А сами вы в мистику, колдунов, Темное и Светлое верите?
- Скорее, отношусь к таким историям с любопытством, знаете, как в детстве, когда под одеялом слушаешь что-то про "черный-черный дом". Никакая мистика меня никогда не касалась. Персонажи фильма, моя героиня, Кости Хабенского, Жанны Фриске для меня в первую очередь ассоциируются с Добром и Злом, с хорошими мыслями, поступками и с плохими. Вот в это я верю. Добро и Зло - две силы, которые тянут человека всю жизнь, главное - сделать правильный, именно твой выбор и раз и навсегда решить свою судьбу.
- А говорят, все артисты - немного вампиры, тянут эмоции из зала...
- Ой, нет: Вампиризм - нет, что вы! На сцене я общаюсь с залом, да, возможно, происходит обмен энергией, информацией, ведь очень сильно чувствуешь зрителя: какой он сегодня, нужно ли поддать страсти, чуточку переиграть, чтобы возникла ответная реакция. Нет, это не вытягивание, это живое и сиюминутное общение, взаимный обмен. Бывают спектакли, после которых хорошо на душе, весело, а бывают такие, что выходишь и задумываешься: все ли верно? Актерская игра, сцена - двигатель эмоций, то, что заставляет нас жить, двигаться, не чувствовать себя мертвым. Вы меня понимаете?
Театральная жизнь Марии Порошиной складывается так же удачно, как и киношная. Учеба в Щукинском училище, работа в театре "На Покровке", в театральной компании "La Teatr" подарили ей роли Хлои в "Пене дней", Сесиль в "Опасных связях", интересные антрепризные работы...
- Ваши героини - в спектакле "Великолепный мужчина", который вы показали во Владивостоке, в "Дневном дозоре" - они так беззащитны, так нуждаются в любви...
- Каждой женщине знакома сильная, безумная любовь, которая бывает только раз в жизни и заставляет страдать. Кто-то потом закрывается, становится жестким, а кто-то продолжает идти навстречу чувствам, остается искренним. И у меня в жизни была такая любовь. Но страдание не должно выжигать душу. Мне так кажется.
- Вам часто говорят слова любви?
- Слова словами, это замечательно и приятно, но много приятнее, когда ты чувствуешь, что тебя любят. Понимаете? Это ощущение - тебя любят - его никакими словами не описать и подделать его нельзя. Дети так любят, знаете?
- Вы из актерской семьи, Мария, а для дочери какого пути желаете?
- Она сама решит. Против не буду, если решит пойти на сцену, но и помогать не стану. В профессии нужно состояться самой. Уходят актеры огромной силы и мощи, уходит старое поколение, и мы должны не ударить в грязь лицом, достойно продолжить эстафету. По знакомству, по родственным связям талантом стать нельзя.
Сейчас у меня золотой для актрисы возраст. В 40 многие роли с такой легкостью уже не сыграешь. Будут другие цели, другое амплуа. Хочется многое успеть, очень хочется сильных характеров, чтобы с надрывом, исторических фильмов хочется. И главное - не повторяться!
- Вам было бы интересно взять в руки мел судьбы?
- Не знаю... Что-то переписать? Пожалуй, да. Чтобы сегодняшняя жизнь не была такой жестокой к старикам, чтобы жили они в достатке. Банально, да? Но я бы помогла всем, кому смогла. Не себе. В своей жизни ничего менять не хочу.
А вот чтобы воевать перестали, чтобы доброта к людям вернулась, радость - я бы пожелала.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), "Владивосток"