Cколько лет подводному флоту России?
В марте этого года страна планирует широко отметить 100-летие подводных сил России. Подводники Тихоокеанского флота в первые январские дни наступившего нового года уже отметили свою 101-ю годовщину.
100-летие подводных сил России. Подводники Тихоокеанского флота в первые январские дни наступившего нового года
уже отметили свою 101-ю годовщину.
Матрос с «Дельфина» родился в рубашке
Факты упрямая вещь. Доподлинно известно, что подводные лодки, прибывшие во Владивосток к концу 1904 года, были сведены 23 декабря (5 января 1905 года по новому стилю. - Прим. авт.) в Отдельный отряд миноносцев, приданный Отдельному отряду крейсеров. Об этом был издан соответствующий приказ командира Владивостокского порта контр-адмирала Н. Греве
№ 1102. В состав первого на Дальнем Востоке соединения подводных лодок вошли миноносцы «Бычок», «Дельфин», «Касатка», «Кефаль», «Налим», «Осетр», «Палтус», «Плотва», «Скат», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Форель», «Щука».
Само понятие «подводные лодки» как таковое появилось 6 марта (19 марта по нов. ст.) 1906 года, когда Николай II повелел: «Числить подводные лодки как самостоятельный класс боевых кораблей». Именно эту дату объявил своим приказом как День подводных сил России уже бывший главнокомандующий Военно-морским флотом России В. И. Куроедов. Тем не менее в прошлом году подводники Тихоокеанского флота узким кругом отмечали свой вековой юбилей. Во время подготовки к этой дате было сделано, можно сказать, сенсационное открытие. На Морском кладбище, недалеко от «варяжцев», отыскали безымянную могилу, где нашел свой последний приют один из первых подводников России, матрос с «Дельфина» Михаил Петрович Сюткин.
Михаил Сюткин, уроженец Вятской губернии, был из династии потомственных уральских рабочих. На флоте, куда он попал служить, его сразу заметили и отправили учиться в Кронштадтскую минно-машинную школу на подводника, где, кстати, среди преподавателей был изобретатель радио А. Попов. Именно оттуда
М. Сюткин попал на первую подводную лодку «Дельфин», значившуюся первоначально как миноносец № 150.
Напутствовал сам Николай II
C начала лета 1904 года «Дельфин» стали использовать как учебный корабль. Сразу после начала войны с Японией в 1904 году командир «Дельфина» капитан 2-го ранга М. Н. Беклемишев предложил высшему руководству отправить лодку «на фронт». С такой же просьбой обратился наместник царя на Дальнем Востоке адмирал Алексеев. Но лишь в ноябре «Дельфин» под командованием лейтенанта Г. Завойко и «Сом» свели в эшелон № 602, начальником которого назначили командира «Сома» лейтенанта князя
В. Трубецкого. За день до отъезда подводников принял в Царском Селе император Николай II. В команде «Дельфина» уезжало много новичков, самым опытным среди них был минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи Михаил Сюткин.
В середине ноября 1904 года эшелон тронулся. Как это ни покажется странным, лодки уходили на войну без оружия. Заказанные в Германии для «Сома» мины Шварцкопфа еще не прибыли, санкт-петербургский завод Лесснера, готовивший мины для «Дельфина», тоже задержал заказ.
29 декабря, спустя почти полтора месяца, эшелон благополучно прибыл во Владивосток. «Дельфин» спустили на воду 14 января у мыса Эгершельда, сборочные и наладочные работы заняли еще месяц. Рапорт о готовности лодки командир Г. Завойко подал 6 февраля 1905 года. Во льду бухты сделали майну, и 12 февраля «Дельфин» успешно произвел пробное погружение. Лодку удалось вооружить – из имевшегося в порту запаса переделали несколько мин Уайтхеда образца 1898 года. Cпустя неделю «Дельфин» и «Сом» вместе с транспортом «Камчадал» перешли в бухту Патрокл, чтобы практиковаться в подводном плавании, а уже 21 февраля - первый поиск японских кораблей, но встреча с ними так и не состоялась.
По-своему трагична и неординарна судьба подводной лодки «Дельфин». Построенная в 1903 году, она поражает своими размерами, неказистостью по сравнению с современными атомоходами. Трудно поверить, что этот утлый стальной челн и могучий подводный гигант разделяют всего каких-нибудь 50-60 лет - неполная человеческая жизнь. Верхний рубочный люк, закрывающийся, как пивная кружка, круглой откидной крышкой, угловатые отводы, хиленькая мачта и самоварного вида воздухозаборник. Но это первенец, пионер, родоначальник подводных крейсеров! Честь ему и хвала!
«Дельфин» прожил без малого 15 лет. Судьба побросала его изрядно. Знавал он воды и Балтики, и Тихого океана, Белого и Баренцева морей. В первую мировую войну для защиты Кольского залива подводную лодку снова отправили железной дорогой на запад, в Мурманск. Не каждый россиянин удостоился такой чести - проехать всю Россию с запада на восток и обратно, а тут подводная лодка! Ей бы под водой плавать, а не по железной дороге! В апреле 1917 года «Дельфин» стоял в Екатерининской гавани, что в Кольском заливе. Сильный весенний шторм, обрушившийся на обычно тихую гавань, оказался роковым для двух подводных лодок - «№ 1» и «Дельфина». Причем первая затонула у причала, будучи пришвартованной к «Дельфину». Сам же «Дельфин» от ударов штормовых волн был также поврежден. С него сняли медную арматуру, перископ и сдали в порт на разборку. Серебряную закладную доску снял кто-то из офицеров.
За свой короткий век подводная лодка дважды тонула, причем первый раз у стенки Балтийского завода при тренировочном погружении в июне 1904 года. Погибло 24 человека во главе со старшим офицером, лейтенантом А. Н. Черкасовым, замещавшим командира. К счастью, на лодке растерялись не все. Квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев пытались продуть концевые цистерны. Матросы Савинов и Телов, стоявшие у ручек привода крышки люка, сумели быстро закрыть ее. Поток воды иссяк, в лодке сохранилась небольшая воздушная подушка. Вскоре начали выделяться пары топлива, дышать стало нечем. Тогда Савинов и Телов приподняли крышку примерно до половины – это позволило спастись двум офицерам и семи матросам. В их числе оказался и
М. Сюткин. Можно сказать, что он родился в рубашке.
Через год уже во Владивостоке подводная лодка затонула у пирса в бухте Золотой Рог в результате взрыва паров бензина и разгерметизации корпуса. 10 мая 1905 года команда перебралась жить на транспорт. На лодке «Дельфин» оставались вахтенные: машинный квартирмейстер Сюткин и минер Хамченко. Командир строго-настрого запретил пускать посторонних на лодку. Но его приказ не выполнили, разрешив осмотреть «Дельфин» одному из унтер-офицеров с миноносца, земляку Хамченко. Гость первым спустился по трапу. По словам Сюткина, секунд через 20 произошел сильный взрыв. Обожженный Хамченко успел выскочить наверх. Из лодки повалил густой дым, вода захлестнула люк, и «Дельфин» затонул на глубине 13 метров. При подъеме лодки гремучие газы внутри корпуса взрывались еще несколько раз. Ремонт субмарины был закончен только в октябре.
Ругательное слово стало почетным
Слово «подводник» долгое время считалось ругательным во Владивостоке. Лодки были совершенно запущены: весь 1906 год катастрофически не хватало офицеров и нижних чинов. «Деньги, выданные авансом на целый год, были растрачены офицерами или разобраны в долг. Имущество наполовину расхищено, потеряно и сгорело при пожарах», – писал капитан 2-го ранга Магнус, назначенный начальником отряда в декабре 1906 года. Весной из-за карточных долгов застрелился командир «Дельфина»
Г. Завойко. «Он был добрый малый и прост в обращении с матросами, но слишком много пил…», - вспоминал позже
М. Сюткин. Изменения к лучшему начались в 1907 году, когда стали прибывать офицеры – выпускники Либавского учебного отряда подводного плавания.
Но, несмотря на все трудности, боевая подготовка «Дельфина» продолжалась. К маю 1916 года в его послужном списке насчитывалось около 150 учебных торпедных атак, этому может позавидовать любой современный корабль.
Сверхсрочник Михаил Сюткин демобилизовался в декабре 1905 года и нанялся работать на электростанцию военного порта. Поселился у знакомого на окраине Владивостока, в Рабочей слободке: «угол» в городе стоил 30 рублей, он мог заработать в месяц не больше 25. В крохотной комнатке было тесно. Топили изредка. Вода в частных колодцах стоила 12 копеек за ведро.
В 1923 году, после бурных революционных событий, электростанцию закрыли, Михаил Сюткин перешел работать в минную мастерскую сварщиком. Был учеником у знаменитого Вологдина, который впервые на Дальзаводе сделал цельнометаллический сварной катер, а также сварной мост на Эгершельде.
После выхода на пенсию первый подводник продолжал слесарить и ремонтировать лодки. И даже в глубокой старости помогал поддерживать в «горячем» состоянии баню в первом цехе, где любили попариться не только рабочие, но и моряки со стоявших в ремонте подлодок.
В октябре 1959 года Михаила Сюткина не стало, он прожил 81 год. Из них всего полтора года служил на подводной лодке, но это определило всю его дальнейшую судьбу, он навсегда бросил якорь во Владивостоке, «Дельфин» же, на котором он «приплыл» во Владивосток, оказался волею судьбы на другом конце России. Со временем памятник, стоявший на могиле М. Сюткина, покосился, надписи стерлись. Имя одного из первых подводников было предано забвению, пока его могилу почти полвека спустя не отыскали и не восстановили надгробие. Это сделали активисты Владивостокского клуба подводников совместно с ветеранами, военно-страховой и военно-мемориальной компаниями.
Автор: Александр КОНЕВ, вице-адмирал, специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»