Последний бастион

Пьер Грюнстейн - известный французский продюсер, одна из самых ярких фигур прошедшего не так давно во Владивостоке фестиваля "Французское кино сегодня". Он знает и любит кино России - еще с тех пор, когда оно называлось советским. И Пьера крайне огорчает, что сегодня в Европе, во Франции, практически не видят новых российских фильмов.

23 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1875 от 23 дек. 2005

Пьер Грюнстейн - известный французский продюсер, одна из самых ярких фигур прошедшего не так давно во Владивостоке фестиваля "Французское кино сегодня". Он знает и любит кино России - еще с тех пор, когда оно называлось советским. И Пьера крайне огорчает, что сегодня в Европе, во Франции, практически не видят новых российских фильмов.

Это удивительно, но слова "русское кино" у французов в первую очередь ассоциируются с арт-хаусом, Сокуровым, Звягинцевым. А добротная, настоящая коммерческая продукция пока не может пробиться на рынок...

- Кино изменилось вместе с политикой, - размышляет Пьер. - Нельзя рассказывать истории сегодня так же, как 25 лет назад.  С другой стороны, именно в смутные времена в России всегда появляется множество по-настоящему больших творцов. Иногда я ностальгирую по старому советскому кино: Тарковскому, Бондарчуку. Но с такой же ностальгией, должен сказать, думаю и о французском кино. Оно сильно изменилось. Часто, общаясь с внуками, я задаю себе вопрос: возможно ли, чтобы они поняли, почувствовали, восприняли весь тот багаж настоящего искусства, который у нас есть? Это очень сложно - чтобы достучаться до молодежи, нужно перепрыгнуть несколько поколений, говорить с ними на их языке, но не опускаться. Снимать фильмы так, чтобы молодежь пошла в кино, трудно. Думаю, для вас эта проблема так же актуальна - ведь в основном прокатные сборы России делает продукция Голливуда. И смотрят ее молодые. Причем вкусы подрастающего поколения становятся универсальными во всем мире - вот вам еще одно последствие глобализации. Современное общество более жестоко, причем эта жестокость подпитывается искусственно - той же голливудской продукцией. Молодые вскормлены ею, а значит, хотят еще и еще.

- Фильмы, которые вы отбираете как продюсер, должны нравиться молодым?

- Трудно сказать. С одной стороны, я всегда смотрю на реакцию своих внуков. Если они не хотят идти на премьеру - это уже тревожно (улыбается). А если проявляют энтузиазм - ну что ж, неплохо.

К счастью, я делаю кино не только для подростков. Голливуд, создавая картины, ориентируется именно на них. Как изменились времена! Когда Эйзенштейн приехал в Голливуд, он потряс там всех, у него учились, его считали не просто мэтром - гением! И даже Чаплин смотрел с восхищением. И я с печалью понимаю: если бы великие режиссеры американского прошлого жили сейчас, они не смогли бы заработать и копейки. Их идеи отвергли бы, не взяли на работу. Парадокс: в погоне за популярностью Голливуд сжирает сам себя. Я знаю, что многие российские режиссеры, продюсеры при создании фильма ориентируются на американские стандарты, считая это признаком продвинутости. Это тупиковый путь. Не нужно копировать. Франция, в которой национальное кино поддерживается весьма серьезно, давно поняла, что настоящую популярность могут обрести только фильмы, учитывающие и национальный дух, и мировые тенденции.

- Что заставляет русских любить французское кино?

- Ну и не только русских. Тут дело в том, не сочтите меня снобом, что мы, французы, немного идеалисты, носители культурного наследия Европы, его хранители, по сути мы последний бастион на пути экспансии Голливуда. И интерес мира к французскому кино вызван именно этим - нашим упорным сопротивлением. И я очень рад, что наши усилия ценятся - во время показов в зале я встретил молодых людей, которые учат французский. Это радостно. Значит, их волнует душа, культура, ибо, если бы было наоборот, они учили бы английский. Надеюсь, что идея о создании французского культурного центра во Владивостоке будет воплощена в жизнь.

- Сейчас много говорят о том, что кино должно быть космополитичным...

- Недавно - перед самым моим отъездом во Владивосток - ко мне подошел мой сын и спросил: "Ты знаешь такой фильм "Аэлита" русского режиссера Протазанова? Пап, я его недавно посмотрел - какое потрясающее кино!". Вот вам пример. Когда произведение искусства достигает определенного уровня качества, то оно само по себе становится универсальным. Все великие режиссеры, не задумываясь об этом совершенно, создавали фильмы, которыми восхищались во всем мире, но это не была их цель. Понимаете? Даже через века.

- Вы сами ходите в кино как зритель?

- Да. Исключительно для того, чтобы получить удовольствие. Когда фильм захватывает полностью, я забываю о том, как это сделано изнутри.


- А что вообще делает кино популярным? Приглашение звезды?

- О нет! Прежде всего - сценарий, история, которую вы рассказываете. Смотрите, сколько провального голливудского кино - в нем нет сюжета, настоящего. Почему смотрят того же "Гарри Поттера"? Потому что там шикарные спецэффекты? Нет. Все дело в истории. Звезда же в фильме - только специя в супе, не более того.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), "Владивосток"