Возвращение из плена
Как уже сообщал во вчерашнем номере "В", благополучно завершилась полумесячная эпопея с задержанием в территориальных водах Северной Кореи российского теплохода "Терней". В среду во второй половине дня судно вошло в бухту Золотой Рог и пришвартовалось рядом с Морским вокзалом Владивостока. На берегу экипаж сухогруза встречали не только представители власти - пограничники и таможенники, но и руководство судоходной компании "Ардис", а также родственники моряков, которые испытали за эти две недели немало тревожных минут.
Как уже сообщал во вчерашнем номере "В", благополучно завершилась полумесячная эпопея с задержанием в территориальных водах Северной Кореи российского теплохода "Терней". В среду во второй половине дня судно вошло в бухту Золотой Рог и пришвартовалось рядом с Морским вокзалом Владивостока. На берегу экипаж сухогруза встречали не только представители власти - пограничники и таможенники, но и руководство судоходной компании "Ардис", а также родственники моряков, которые испытали за эти две недели немало тревожных минут.
Поводов для переживания было более чем достаточно. У всех на слуху история с нашими моряками, более года просидевшими в нигерийской тюрьме, да и недавняя эпопея с траулером "Электрон" в Баренцевом море также не добавляла оптимизма. На этом фоне крайне трудно было предполагать, как развернутся события в такой закрытой стране, как КНДР.
Теперь все позади. В каюте капитана "Тернея" Петра Костусева мы пьем кофе и слушаем его рассказ о закончившихся злоключениях.
- Рейс был вполне обычным. Из приморского портопункта Светлая доставили в Японию партию леса. Затем перешли в Пусан, приняли груз и в соответствии с рейсовым заданием снялись на Владивосток. 4 декабря резко усилился западный и северо-западный ветер. Пока волна была в пределах двух метров, судно без проблем вдоль корейского берега следовало во Владивосток.
Ночью погода ухудшилась. Волнение увеличивалось до четырех метров. Поэтому нам пришлось запросить разрешение на вход в территориальные воды. Получив "добро", двинулись на север, продолжая оповещать все посты прохождения, сообщая позицию судна, курс и скорость.
Утром 5 декабря в районе мыса Мусудан к нам подошел сторожевой катер и потребовал остановиться. Естественно, мы не могли это сделать мгновенно, да еще и на большой волне. Отошли в более спокойное место, за мыс, и встали. Но в промежутке северокорейские военнослужащие успели дать очередь в воздух. Самой стрельбы из-за рева шторма мы не услышали, а вот дымок над стволами видели.
Вскоре пограничники поднялись на борт, офицеры с пистолетами, остальные с автоматами Калашникова. Мы им объяснили, почему не получилось сразу застопорить ход. Вначале они проверили наши паспорта и сделали визуальный осмотр судна. Потом на карте указали точку для постановки на якорь. А уже затем потребовали следовать в ближайший порт Кимчхэк.
Мы связались с судовладельцем. Компания "Ардис" ответила, что необходимо получить разъяснения от представителей министерств транспорта и иностранных дел. Лишь после согласования с вышестоящими инстанциями судовладелец разрешил выполнить требование пограничников КНДР и зайти в Кимчхэк. Кстати, проход на внутренний рейд порта там очень тяжелый. Узко. Постоянно снуют лодчонки рыбаков, некоторые без сигнальных огней. Представляете, что было бы, попадись нам под форштевень баркас с людьми?
Все это время на борту находись вооруженные люди. Начиналось с двух солдат, закончилось группой в десять военнослужащих. И катер с пулеметами у борта. Правда, надо отдать им должное, вели они себя цивилизованно; никакого хамства или грубости не было.
10 декабря уже в порту на борт прибыл генеральный консул России Евгений Валькович. Представители Пхеньяна потребовали написать признание в том, что судно зашло в закрытый для плавания район, это я сделал.
Справка "В"
"Терней", к несчастью, укрывался от непогоды в зоне ракетной базы "Мусан-ри". Именно отсюда стартовала несколько лет назад новая ракета, созданная на основе баллистической "Тэпходон-2". Она, в свою очередь, может нести ядерные боеголовки и поражать цели, удаленные на 3-4 тысячи километров.
В ходе первого раунда переговоров северокорейская сторона сняла обвинение в том, что заход в территориальные воды КНДР был несанкционированным. Мы же еще раз подчеркнули, что бушевавший шторм не позволял выполнить команду "остановить судно".
Сначала корейская сторона пообещала освободить судно через три часа. Но прошло трое суток, а теплоход по-прежнему оставался под арестом. Более того, проверки продолжались, изучалась вся судовая документация. Причем доказывать пришлось все то же самое. Только теперь надо было доказать еще и то, что судовой журнал настоящий, а не поддельный.
В этот момент к решению вопроса пришлось подключиться чрезвычайному и полномочному послу России в Пхеньяне Андрею Карлову. Как мы позже узнали, сыграла свою роль и активная позиция российского МИДа, который тоже не остался в стороне.
Справка "В"
Теплоход "Терней", класс "река-море", румынской постройки, 1982 года. Ограниченный район плавания с удалением от портов-убежищ не более 50 миль. Ограничение по волнению до 3 метров. Водоизмещение 3900 тонн. Экипаж 14 человек.
Пользуясь случаем, я бы очень хотел отметить и поблагодарить наших моряков. В этой непростой ситуации они проявили себя очень хорошо, работу выполняли профессионально, не было никаких срывов и тем более панического настроения.
- По законам КНДР при заходе в порт у экипажа изымаются фотоаппараты, телефоны, приемники, бинокли, - включается в разговор начальник судовой радиостанции Илья Иванюшин. - Все складывается в радиорубке и опечатывается. В нашем случае еще и выставили часового около двери и в радиорубку. Официальной связи с Россией не было около четырех суток. Поэтому все важные сообщения с борта и на борт передавались при посредничестве российского генконсула Евгения Вальковича. Но все-таки несколько раз мне удалось связаться с компанией. Объяснял часовому, что необходимо получить свежую карту погоды, и параллельно незаметно и быстро пытался отправлять во Владивосток радиограммы. Хотя и отправлять-то было особо нечего - нас самих окружала и пугала неизвестность. Однако виду не подавали и на берег старались посылать обнадеживающую информацию.
Между тем к началу второй недели ареста продукты питания на судне стали подходить к концу. Кончились чай, кофе, сахар, овощи. В "артелке" (как называют судовой провизионный склад) остались только мясо и крупы. Заканчивалась мука для выпечки хлеба. И тут экипаж оценил мастерство судового кока Евгении Ермаковой. С имеющимся минимумом продовольствия она, как могла, старалась разнообразить рацион.
- Пока была картошка, варила супы, - рассказывает Евгения.- Потом перешли на всевозможные каши. Поначалу с мясом, позже постные. Благо, что народ у нас в экипаже подобрался неприхотливый, многие прошли службу в вооруженных силах. Поэтому по поводу пшенки и перловки не роптали. Нельзя не отметить и представителей корейской стороны. Когда им сообщили о нехватке продуктов питания и подали соответствующую заявку, они постарались ее максимально выполнить. Правда, не сразу. Как они рассказывали, замело дорогу на перевале, и машина с продуктами смогла приехать только на третьи сутки. Опять же на перевале мороз "прихватил" картофель, капусту и другие овощи. Но с мясом, мукой, сахаром проблем не возникло. Иначе экипаж было бы нечем кормить:
Все эти долгие две недели родственники моряков постоянно связывались с судоходной компанией, перезванивались между собой, выискивали любую информацию о "Тернее" в СМИ. Супруга капитана Роза Алексеевна не скрывает своей радости от встречи с мужем.
- Счастье-то какое. Свободны, живы! Пока связи не было, так переживали. Волновались не только мы, но и все друзья, знакомые. Родственники из Калуги, Белоруссии, Владимирской области звонили каждый день, интересовались новостями. Кстати, они же и первыми поздравили меня с освобождением мужа и его экипажа.
- Конечно, в разрешении ситуации нам очень помогло вмешательство руководства МИДа и Минтранса России, - делится представитель компании "Ардис" Владимир Антонов. - И даже когда северокорейские официальные лица подтвердили, что судно находилось в запретном районе, они признали, что происходило это по форс-мажорным обстоятельствам. И тут, кстати, в самый раз вспомнить, что моряки нашей же компании "Ардис" с однотипного с "Тернеем" теплохода "Пластун" не далее как в минувшем сентябре спасли северокорейских рыбаков, помогли продуктами и отремонтировали им двигатель.
Во вторник около полудня власти КНДР разрешили "Тернею" отправиться домой. Генконсул России Евгений Валькович оставался на причале порта Кимчхэк до того момента, пока судно не скрылось за горизонтом:
Вместо послесловия
Рассказывая об истории с "Тернеем", большинство российских СМИ приводило в основном уже упомянутые аналогии - с арестом наших соотечественников в Нигерии и эпопеей "Электрона" в Баренцевом море.
Есть, однако, и другие примеры, чуть более отдаленные в историческом плане, но зато куда более близкие нам географически.
Грех не вспомнить трагическую историю с советским танкером "Туапсе", который вез топливо в Китай и 23 июня 1954 года был атакован и захвачен боевыми кораблями ВМС Тайваня. Позже об этом был даже снят советский фильм - "ЧП". Однако в фильме все закончилось благополучно, правда же была куда более суровой. 49 моряков экипажа танкера были заключены в тюрьму, где их жестоко избивали, пытали, заставляли просить политического убежища. Не все выдержали выпавшее на их долю испытание. И если 29 моряков ровно через год были возвращены в Советский Союз, то судьба остальных оказалась куда более трагичной. Три человека умерли в тайваньских застенках, еще трое провели в плену более 30 лет (!) и только в 1988 году были освобождены и доставлены на родину. Остальных - попросивших убежище - разметало по всему миру.
Можно вспомнить и другую историю, приключившуюся в 1968 году, когда боевыми кораблями ВМС КНДР был атакован и задержан американский корабль РЭБ (радиоэлектронной борьбы) "Пуэбло". Северокорейская, да и советская пропаганда на весь мир тогда сообщала о шпионских функциях корабля. Американцы же, не отрицая этого, до сих пор утверждают, что "Пуэбло" держался исключительно на кромке 12-мильной зоны, не нарушая территориальных вод Северной Кореи, а потому считают, что захват их корабля был по сути чисто пиратским актом. За давностью лет трудно разобрать, кто был прав в той запутанной истории, но "Пуэбло" уже почти 40 лет стоит на приколе на реке Тэдон в центре Пхеньяна как музейный экспонат, демонстрирующий "звериный и агрессивный оскал американского империализма".
Так что, анализируя историю с "Тернеем", можно сказать одно: хорошо отделались. И слава богу, что все закончилось:
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"