Карликовое свинство

Во Владивосток маленькие вьетнамцы ехали в ледяном вагоне. Клетки Доси, Гаврюши, Мухи, Читы, Жужи, Кузи и Васьки обледенели: Просто чудо, что питомцы Юрия Филатова - теплолюбивые вьетнамские карликовые свиньи - не простудились и радуют зрителей своим талантом на арене цирка.

20 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1872 от 20 дек. 2005

Во Владивосток маленькие вьетнамцы ехали в ледяном вагоне. Клетки Доси, Гаврюши, Мухи, Читы, Жужи, Кузи и Васьки обледенели: Просто чудо, что питомцы Юрия Филатова - теплолюбивые вьетнамские карликовые свиньи - не простудились и радуют зрителей своим талантом на арене цирка.

Юрий Филатов - драматический актер, окончил театральное училище. Однажды после спектакля к нему подошли несколько человек и сказали: юноша, вы рождены для цирка, вы клоун, не зарывайте талант в землю. Вот уже 12 лет он - на манеже. Клоун, акробат на верблюдах, джигит:

- А как дошли до "свинской жизни", Юрий?

- Началось все с голубей. Всегда хотелось сделать что-то серьезное, необычное, енгибаровское - несмешное, лирическое, что заставляет думать. Мне повезло - встретился в Краснодаре с главным режиссером тамошнего театра драмы. И мы сделали интермедию о мире, в финале которой вылетали голуби. Интермедия имела большой успех, давно клоунам так не аплодировали.

Вообще-то у меня свой взгляд на то, каким должен быть клоун. Он не должен уметь все, а должен заполнить паузу между номерами. Если же при этом он умудряется вызвать смех, то он хороший клоун. И пусть клоуны будут разные - один жонглирует, другой танцует, а я буду делать свое. Не все разделяли мою точку зрения, и, чтобы не дразнить гусей, мой режиссер, к сожалению, ныне покойный, Юрий Дроздов предложил мне взять в номер зверюшку. Возник вопрос: кого? Собак, кошек не хотелось, уж больно их много. Выбирали между коровой и свиньей, и Анатолий Марчевский, директор Екатеринбургского цирка, у которого я однажды работал целый сезон с разными программами, сказал: возьми свинью. Пошел на рынок и купил двух поросят, точнее, свинку купил, а больного кабанчика мне отдали просто так - мол, он не жилец, бери. Забегая вперед, скажу, что кабанчика я выходил и сейчас он живет в зооуголке в городе Кирове, а свинка Матильда и сегодня работает со мной в номере, она моя любимица. Свинок первое время я кормил за свои деньги. Анатолий Павлович помогал: убедил ветврача провести обследование моих хрюшек (без этого нельзя держать животное в цирковой конюшне), выделил время на манеже. Когда стало ясно, что номер пользуется популярностью у зрителей, мне предложили купить четырех вьетнамских поросят. Кстати, в истории советского и российского цирка нет официально зарегистрированных номеров с карликовыми вьетнамскими свиньями. Их даже в книжке рационов нет. Знаете, что такое книжка рационов? Это научно выработанные рекомендации - каких животных чем кормить в цирках. Там есть все - от колибри и акулы до жирафа, поверьте. А карликовых свиней нет! Так что мне пришлось и к специалистам обращаться (спасибо ветврачу Кировского цирка Виктору Соболеву, выручил - списывался с коллегами из Питерской сельхозакадемии, разрабатывал меню), и в Интернете искать - в Швейцарии, оказывается, есть целые клубы тех, кто держит дома таких свинок.

- И где вы их купили?

- Найти свинок было сложно. Помог случай. Илона Броневицкая, у которой много лет живет карликовый кабанчик, отдала в театр Дуровой двух девочек, которые вскоре принесли потомство - аж по восемь штук каждая! Вот из этого потомства мне и продали свинок - двух девочек, мальчика-кастрата и кабанчика. Но пока оформляли документы, получилось по классику: во время пути собака могла подрасти. Я покупал малышей, а на руки - после всех волокит - получил семимесячных, при этом абсолютно не прирученных диких животных. Взрослых, потому что половая зрелость у "вьетнамцев" наступает в три месяца. То есть у каждого уже был свой характер, ставить с ними номер было довольно сложно. Но важно было не ударить в грязь лицом. Не люблю слово "дрессировщик", я веду игру с животными и не заставляю делать то, чего им не хочется. Ломать характер свинок не стал, но сделать номер, как мечталось, все-таки хотел. Поэтому и решил получить потомство от своих свинок и оставить самых умненьких, талантливых, смешных. На это ушло время. Сейчас у меня в аттракционе пятеро малышей. Из старых - кабанчик-кастрат, будет жить до пенсии у меня, он честно зарабатывает свой хлеб, и мама-свинка. Среди малышей - четыре девочки и мальчик. Остальные живут в разных зоопарках и цирках.

И, разумеется, Матильда - очень умная, выполняет все собачьи команды, кроме хождения на задних лапках, ну потому что это физиологически невозможно. Свинки легко поддаются дрессировке. Они даже подсказывают некоторые трюки. От меня требуется только умение видеть и понимать конечную цель - чтобы получился номер со смыслом.

МЕНЮ: утром - сено, трава, отруби - жесткий корм. Вечером - основная кормежка: вся гамма овощей, яблоки, бананы, сушеные грибы. Фрукты - деликатес, особое угощение - компот из сухофруктов. В среднем карликовая свинья съедает полтора килограмма отрубей или комбикорма и два-два с половиной килограмма овощей, плюс минеральные добавки, витамины, мел. Прикорм на манеже - сухарики, галеты, сыр.
УХОД: расчесывать шерстку жесткой расческой, очень редко мыть. Свинки чистенькие, практически не пахнут. Почему их и держат дома. Кстати, дома свиньи легко приручаются к лотку. Любят, когда чешут живот и за ушком.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Швейцарии карликовый кабан служит в пожарной охране: у свинок очень тонкий нюх, и кабан легко находит повреждения канализации, чтобы не приходилось швейцарским коммунальщикам вскрывать километры асфальта. А еще одна свинка служит в банке охранником.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"