Тропою Арсеньева и Миклухо-Маклая

На днях в краевом центре открылась выставка "Тропою смелых". По сути это фотоотчет о первой из серии уникальных экспедиций журнала "GEO". Проект называется "Семеро смелых": в течение нескольких лет репортер журнала Леонид Круглов повторит маршруты экспедиций семи русских путешественников XIX века.

20 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1872 от 20 дек. 2005

На днях в краевом центре открылась выставка "Тропою смелых". По сути это фотоотчет о первой из серии уникальных экспедиций журнала "GEO". Проект называется "Семеро смелых": в течение нескольких лет репортер журнала Леонид Круглов повторит маршруты экспедиций семи русских путешественников XIX века.

Первое путешествие - в Эфиопию - состоялось в сентябре, и владивостокцам выпала честь увидеть премьерный показ выставки. Почему именно Владивосток?

- Потому что третья по счету экспедиция, - рассказывает Леонид Круглов, - пройдет именно в Приморье. Мы повторим маршрут Владимира Арсеньева и Дерсу Узала, завершим все плаванием по Бикину. Вторая экспедиция будет в Папуа-Новой Гвинее, маршрутом Миклухо-Маклая, я улетаю туда прямо из Владивостока: А потом - снова к вам. Для первого путешествия мы выбрали маршрут Александра Булатовича, того, что стал прототипом "гусара-схимника".

- Озеро Туркана, - говорит Леонид, - согласно научным данным, считается одним из тех мест, откуда началось расселение человека по планете. Там и сейчас - по сути первобытная жизнь. В этом зале снимки подобраны так, чтобы можно было составить представление о том, как проходила экспедиция. Началась она ближе к Красному морю, у Сомали, с караваном верблюдов мы двигались через пустыню, потом ехали на джипах по Центральной Эфиопии. Потом мы шли по течению реки Омо, до сих пор эти места практически не контактируют с цивилизацией. Мы были в деревнях, где от силы двое-трое мужчин побывали в поселках, где есть власть или телеграф, телефон, а остальные - никогда не видели европейцев и вообще живут так, как жили их предки сотни и тысячи лет назад. Работать было интересно, но и очень трудно, потому что почти на всех первых кадрах в лучшем случае были видны спины разбегающихся местных жителей. Собственно говоря, нам пришлось организовать вторую экспедицию, чтобы завоевать доверие племен, стать своими...

- Маршрут был трудным?

- Местами очень. Помню, шли по пустыне несколько дней, и каждый день казалось, что завтра будет легче, жара спадет: А завтра было так же, как вчера. И вот мы идем через горный перевал - и вдруг вижу: стоит дерево очень красивой формы, абсолютно без листьев, а на нем цветут розы. Ну все, думаю, приехали - галлюцинации. Но на всякий случай сделал несколько кадров. Потом посмотрел - нет, и правда дерево. Полегчало:

Когда оглядываешься назад, когда все кончено, кажется, что особых опасностей-то и не было. Но вот бои на палках в племени масаи, поснимать которые нам разрешили далеко не сразу, - это, наверное, и впрямь было опасно. Тысячи людей собираются в одном месте и дерутся не на жизнь, а насмерть, а кроме того, в эти районы просачивается оружие (рядом, в Уганде, идет война), и часто все заканчивается перестрелками, когда вспоминаются старые обиды и деревня идет на деревню. Несколько раз наши съемки заканчивались тем, что мы падали на землю и ползком укрывались в безопасном месте:

Озеро Туркана - колыбель человечества, удивительные места, мистические. Для меня было фантастическим ощущение причастности к первобытным временам, там ведь быт во многом почти не изменился. С вождем одной из деревень мы подружились. Вечерами вместе сидели у порога его хижины, над головой - как везде в Африке - очень низко висит невероятно звездное небо, его жены приносили нам растертые в кашу семена, мы лепили из нее колбаски, ели, молчали... И мне было даже жутковато понимать, что вот так же тысячи лет в этих местах сидели наши предки. Вечность можно ощутить, понимаете?

- Сложно было вписаться в такую жизнь?

- Нет. Я не особо стеснителен, это качество не подходящее для экспедиций. Попадается по дороге озеро - раздеваешься и моешься. В деревне, где мы жили, мылись в реке, разумеется, на первое же купание - посмотреть на этих странных белых - сбежалась вся деревня, а мыться надо, так что не до условностей. Конечно, полностью голые, как местные, мы не ходили - солнце там не позволяет, но и в костюмы не рядились. Жили, как они, ели, как они, - я человек кочевой, желудок к разной пище привык. Ягоды там в пустыне зеленые такие растут, по вкусу на шиповник похожи, понравились.

- За красивого белого местную девушку выдать не пытались?

- Нравы там строгие. Только после свадьбы бывают близкие отношения. Но в лагерь из деревни часто приходила девушка по имени Лемурея, вот она, на снимке, и нам говорили: жених и невеста. Я, как практичный европеец, сразу этим воспользовался. Там принято, чтобы женщины носили тяжести, грузы на голове, мужчины носят максимум оружие. Ну я и сказал: раз невеста - будь добра... Вот она и носила мою аппаратуру, была очень довольна и совершенно не уставала, хотя я падал без сил.

- Какие дары цивилизации им понравились?

- Бусы. Куски ткани, потому что женщины ходят в шкурах в основном. Деньги они там не понимают совсем, а вот бритвы - обычные жиллетовские станки - шли "на ура". Масаи очень заботятся о красоте, а в это понятие входит выбривание узоров на голове, которое производится острой щепочкой - очень болезненно. Поэтому бритвы их покорили.

Самый главный для меня вывод из увиденного - мы абсолютно похожи, люди цивилизации и те. Нет между нами разницы, просто там многие вещи существуют в чистом виде, без нюансов: любовь, радость, горе, месть.

Кстати, в экспедиции по маршрутам Арсеньева сможет принять участие любой желающий, в журнале "GЕО" будет опубликована анкета, заполнив ее, можно стать моим спутником. Дерзайте!

Справка "В"

Александр Булатович, русский офицер и путешественник, в 1896 году прибывший в Эфиопию с грузом гуманитарной помощи для братского эфиопского народа от императора Николая II. Подружившись с негусом Эфиопии, стал военным советником и совершил вместе с войсками негуса переход к озеру Туркана.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"