Душа обязана трудиться

"Если взглянуть на работы Всеволода Мечковского в ретроспективе, то невозможно не заметить, что в сюжетах, идеях он действительно всегда актуален, но абсолютно не конъюнктурен, поскольку органично верен собственному художественному дару и философскому пониманию мира и человека в нем", - пишет искусствовед Александр Лобычев.

13 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1868 от 13 дек. 2005

"Если взглянуть на работы Всеволода Мечковского в ретроспективе, то невозможно не заметить, что в сюжетах, идеях он действительно всегда актуален, но абсолютно не конъюнктурен, поскольку органично верен собственному художественному дару и философскому пониманию мира и человека в нем", - пишет искусствовед Александр Лобычев.
Знатоки живописи высоко ценят работы известного в Приморье художника. Между тем почивать на лаврах - не его стезя. Сам он не склонен разбирать по косточкам плоды своего творчества. Пусть этим занимаются искусствоведы, считает мастер. Жизнь не рисуется ему в радужных красках. Просто он научился объективно оценивать прошлое и будущее.  
Накануне юбилея корреспондент "В" побывал в мастерской Всеволода Владимировича.

- Что, по-вашему, первостепенно для художника?

- Человеку творческому просто необходимы две вещи: одиночество и любовь.

- Разве эти два понятия взаимно не исключают друг друга?

- Они прекрасно совместимы. Ведь любовь может быть созидательной и деструктивной. Есть страсть, которую часто принимают за любовь. Порой одиночество становится наслаждением, необходимостью, когда тебе вообще никто не нужен. Некоторые боятся этого состояния. А я его жажду. Иногда мне надо побыть наедине со своей душой, почистить ее, отрихтовать. Душа - субстанция тонкая, и ощутить ее очень трудно. Тем более когда знаешь, что человек состоит из семи тел. Эфирное, ментальное, казуальное: Пока дело до самой души дойдет. И каждой субстанции необходимо свое определенное время на восстановление.

- Как оградить себя от неожиданных визитов, бесконечных телефонных звонков, неотложных дел, чтобы уединиться с самим собой?

- Для меня это время с 4 до 7 утра. И даже если рядом сладко спит моя жена, это не мешает. Внутри меня идет некая работа, похожая на покаяние или исповедь перед самим собой. Мой бог - он внутри меня. Я строг и требователен к себе в эти часы, как никогда.

- А не было так, что заглянул в свою душу и ужаснулся?

- Именно так и было. А когда увидел, то понял:  работы - непочатый край. Вспомнились слова Эммануила Канта: "Две вещи меня потрясают до глубины души: это звездное небо у меня над головой и нравственный мир внутри меня".

- Это знакомое чувство?

- Главное, почувствовать радость внутри себя. Ведь человек рождается для радости и созидания. Нащупал свой  росток, для чего ты в этот мир пришел, - трудись, расчищай ему путь, и тебе воздастся.

- Работы обязательно становятся отражением этих ощущений, размышлений?

- Иначе вопрос звучит так: в чем роль художника в искусстве и в жизни вообще? С грустью могу отметить, что сейчас  у нас пространства искусства как такового не существует. С тех пор, как господин Швыдкой взялся за это дело, появилось пространство "ФАКК" - Федеральное агентство культуры и кинематографии. Не правда ли, "удачная" аббревиатура? Художник по своей сути прорезает окна. В одном окне цветы, в соседнем - баба, там - море, ребенок, старуха: В зависимости от нравственного состояния, от подготовки и интеллекта человек видит в одном и том же РАЗНОЕ. Взять хотя бы пресловутый "Черный квадрат" Малевича. Можно сколько угодно пожимать плечами от недоумения: что тут великого?! Вот только ни до него, ни после никто ТАК не увидел бесконечность. Но не надо переоценивать роль художника. Тут уместно вспомнить то, как определил себя в творчестве Есенин: божья дудка.        

- Вообще художнику свойственно объективно оценивать свое творчество?

- Вряд ли кто-то сознается в этом. Ведь каждый художник,  как прыгун в высоту, просто передвигает свою планку. Кому-то сподручней брать высоту, допустим, 1 м 50 см. И никаких рекордов ставить не надо. Другими словами: вышел художник на удачную конъюнктуру  и клепает свои восемь картин в неделю. У каждого товара свой купец. А у "творца" верная статья доходов. Тоже неплохо!  Но душа тут точно не работает:

- Как часто художник налетает на непорядочность заказчиков?

- Сплошь и рядом! Пожалуй, ни одного заказа я не сделал за полную цену. Обязательно какой-нибудь подвох. 

- Разве так сложно составить грамотный юридический договор, чтобы впоследствии можно было требовать выполнения обязательств?

- Видно, мне "везет" с заказчиками, которые умудряются лихо составлять документы, где непременно находятся лазейки для уклонения от выполнения обязательств.

У Мечковского широкий дружеский круг, но близкого, сокровенного друга, пожалуй, нет. С возрастом друзей теряют. О многих сегодня приходится говорить: "Был"...

- У меня есть моя Танюшка, которая и друг, и любимая, и строгий ценитель, и добрый утешитель.

О себе Мечковский говорит, что он неправильный художник. Изначально у него архитектурное образование, которое заколотило в сознание и восприятие ощущение пространства в объеме, чтобы "и стены держали, и потолок не проваливался". Объемно-архитектурное трехмерное  мышление всегда мешало ему воспроизводить действительность по двухмерным законам живописи. Свои первые картины он "красил" исключительно для себя.

- Первая работа запомнилась?

- Еще бы! Все началось с событий в Чехословакии. Для меня, молодого, это стало шоком. Люди живут своей жизнью, при чем тут танки? Потрясло, взъерошило всего изнутри. Родилась картина "Диссиденты".

В году 79-м Сева впервые "угодил" в Москву. На Малой Грузинской, где жил в свое время Владимир Высоцкий, в подвальчике тусовались неформалы. Дружба с ними переросла в творческий союз. В этот период Сева принял участие в столичной выставке вместе с новоиспеченными друзьями. Тогда за художниками как вольнодумцами строго приглядывали "товарищи из органов". Картины Мечковского они сочли не соответствующими времени: "Старик, в твоих работах много секса и много политики. У нас такое не проходит".

Непонятый художник от вопиющей несправедливости к своему видению мира принял решение - приобрести огромный ящик из нержавейки, чтобы туда сложить непризнанные работы и закопать для потомства. Сегодня эта история вызывает у него улыбку.

Накануне своего юбилея Всеволод затеял грандиозный ремонт-реконструцию своей мастерской, но, как говорят, не вписался в сроки. Впрочем,  это его не особо тревожит, хотя  и предполагалось организовать юбилейную выставку непосредственно в помещении мастерской.

- В последнее время торжества в галереях и выставочных залах напоминают мне заигранную пластинку. Меняются экспозиции, главные действующие лица, а все остальное - как по протоколу. Честно сказать, не хочется влезать в эти сани. Просто в день рождения будет "накрыта поляна" в соседнем кафе, придут друзья. Ни помпы, ни торжественных речей. Но я точно знаю, что это будет от души! 

Справка "В"

Всеволод Владимирович Мечковский. Родился в 1945 году в г. Новосибирске. Получил среднее, а потом высшее художественное образование. Первая выставка состоялась в г. Фрунзе в 1971 году. Десять лет отдал творчеству в г. Днепродзержинске. С 1987 года живет и работает во Владивостоке. Успешные выставки в Японии, Лондоне, Москве. Последние семнадцать лет представлял творческие интересы компании FESCO. Сейчас - свободный художник.

Автор: Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"