Где будут ночевать автомобили владивостокцев в новом году?
Автостояночный бизнес во Владивостоке, о стихийности и разрегулированности которого "В" не раз писал, ждет перемен. С одной стороны, новшества в налоговом законодательстве могут привести к росту расходов граждан на содержание гаражей и как следствие - их переориентации в сторону стоянок.
Автостояночный бизнес во Владивостоке, о стихийности и разрегулированности которого "В" не раз писал, ждет перемен. С одной стороны, новшества в налоговом законодательстве могут привести к росту расходов граждан на содержание гаражей и как следствие - их переориентации в сторону стоянок.
С другой, городские власти и органы милиции решили крепко взяться за незаконные стоянки и парковки (а таковых в краевом центре больше, нежели легальных). В среде автовладельцев назревает вполне понятное беспокойство, обоснованность которого решили проанализировать корреспонденты "В".
Основных проблем, связанных с владивостокскими автостоянками, несколько. С точки зрения властей - это налоговая тень, в которой функционирует большая доля этого бизнеса. С точки зрения автовладельцев - это недостаточное количество автостоянок, непонятно чем обоснованные расценки и незащищенность прав клиента. Наконец, с точки зрения немоторизованных жителей, регулярно звонящих в редакцию "В", - это звуки сигнализаций под окнами, загазованность воздуха и развороченные газоны. Каждую сторону можно понять - это тот случай, когда поиск виноватого бесполезен. Гораздо перспективнее искать выход из сложившейся ситуации, но это дело непростое.
Во-первых, Владивосток - город очень автомобильный. Во-вторых, он "зажат" на узком полуострове и утыкан сопками. В результате в некоторых жилых микрорайонах самих автостоянок, как и потенциальной территории под них, объективно не хватает. Любителей хранить автомобиль у подъезда не так уж много: большинство готово платить разумную цену за охрану, но проблема возникает либо в самой стоянке, отсутствующей в радиусе пешей доступности, либо в этой "разумной цене". Стоянки-монополисты задирают цены на свои услуги, руководствуясь принципом "пипл хавает". Интересно, что в других крупных российских городах тарифы на хранение автотранспорта в два-три раза ниже, чем во Владивостоке: дело в количестве автомобилей на квадратный километр.
Количество машин во Владивостоке безостановочно растет, что вызывает к жизни стихийные стоянки - как правило, ничем не огороженные, прямо во дворах. Стоят их услуги несколько меньше, а присматривают за машинами непонятно откуда берущиеся молодые люди. Естественно, в случае чего привлечь их к ответственности практически нереально. Но ввиду отсутствия альтернативы количество таких стоянок увеличивается.
Едва ли не сразу после своего избрания глава администрации Владивостока Владимир Николаев объявил о строительстве современных многоэтажных парковок. Первые три постановления об их строительстве (на "БАМе", у остановки "Дальзавод" и на Второй Речке) подписаны в мае 2005 года. Благое начинание, но проблемы оно, к сожалению, не решит. Стоянки необходимы везде, где живут люди, и "свято место" моментально заполняется предприимчивыми гражданами, не считающими необходимым выводить свой бизнес на легальные рельсы. Представляется более уместным строить многоэтажные парковки в деловом центре Владивостока, куда каждый день съезжаются - на весь рабочий день или на несколько часов - тысячи автомобилей. Именно здесь эти инвестиционные проекты могут быстро окупиться. Со спальными районами такой уверенности нет, хотя дефицит стоянок имеется и там.
В сентябре 2005 года администрация Владивостока серьезно взялась за нелегальные парковки, начав работу по их "выявлению и ликвидации". Меры, безусловно, правильные, но половинчатые: наряду с репрессиями (а по-хорошему - первым делом) нужно создать для автомобилистов нормальные условия. Шагом в этом направлении можно считать учреждение в конце ноября властями Владивостока муниципального предприятия, которое будет контролировать работу всех городских стоянок. "Порядка 40 проц. автостоянок, расположенных на территории Владивостока, не соответствует требованиям законодательства, - говорится в распространенном пресс-службой мэрии сообщении. - Наиболее частые нарекания - отсутствие необходимых документов на занимаемую территорию, уклонение от налогов, а также необоснованный рост платы за охрану автотранспорта". Контроль за работой стоянок, по мысли специалистов администрации, позволит направить выручаемые средства в бюджет Владивостока, а параллельно защитить права автовладельцев.
Главное, чтобы эти благие намерения не ограничились кампанией по ликвидации незаконных стоянок. Потому что ставить машины все равно где-то надо. А значит, при отсутствии цивилизованного рынка услуг эту нишу неизбежно будет занимать "дикий" бизнес.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"