Список Фурсенко

Получит ли хоть один приморский вуз статус инновационного университета и грант 500 млн. рублей? Национальный проект "Образование" довольно бурно обсуждается сейчас в стране. Среди пунктов этого проекта есть и такой: отбор среди всех существующих в стране 30 инновационных вузов (10 в 2006 году и дополнительно 20 в 2007 году) с вручением каждому из них гранта в 500 млн. рублей. Итого "цена вопроса" на два года - 20 млрд. рублей.

9 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1867 от 9 дек. 2005

Получит ли хоть один приморский вуз статус инновационного университета  и грант 500 млн. рублей?
Национальный проект "Образование" довольно бурно обсуждается сейчас в стране. Среди пунктов этого проекта есть и такой: отбор среди всех существующих в стране  30 инновационных вузов (10 в 2006 году и дополнительно 20 в 2007 году) с вручением каждому из них гранта в 500 млн. рублей. Итого "цена вопроса" на два года - 20 млрд. рублей.
Как выбрать эти 30 счастливчиков? Каковы критерии отбора?
Видеоконференция на эту тему министра образования и науки Андрея Фурсенко и представителей Приморья прошла на днях во Владивостоке. Кроме нашего края в видеоконференции участвовали представители шести регионов России.

Обсуждение этих вопросов по стране идет уже больше месяца. В адрес Министерства образования и науки РФ пришли десятки тысяч (!) разных мнений и оформленных предложений специалистов, преподавателей, студентов, представителей бизнеса.

Свое видение проблемы - у Вячеслава Седых, ректора МГУ им. Невельского, председателя Совета ректоров Приморского края!

"В морском образовании есть своеобразие: это соответствие программ и дипломов требованиям международных конвенций. Вот почему мы считаем, что одним из критериев отбора в список инновационных вузов должна быть доля специалистов, подготовленных по международным программам и стандартам, с выдачей международных сертификатов. С другой стороны, странным выглядят предложения учитывать, например, средний балл ЕГЭ среди зачисленных на первый курс. Или долю поступивших в вуз победителей олимпиад. Это некие "входные" данные, которые не имеют прямого отношения к серьезной инновационной работе вуза".

"Попасть в число счастливчиков при нынешних предложенных критериях очень непросто, - считает Константин Межонов, руководитель департамента образования и науки администрации Приморского края. - Думаю, нужны квоты, чтобы в список обязательно могли попасть вузы в регионах.

Еще одним критерием должно стать число выпускников, трудоустроенных по специальности. Если такой процент высок - это один из серьезных показателей работы вуза.

Уместно говорить и об участии вуза в программах развития региона - это тоже важный критерий".

Итак, до середины декабря, по утверждению министра Фурсенко, документ, утверждающий все критерии конкурсного отбора, будет принят. И во второй декаде декабря конкурс среди всех вузов страны будет объявлен. В первом квартале 2006 года в министерстве подведут итоги. И с апреля победители начнут получать денежки на свои инновационные программы.

Кстати, участвовать в конкурсе могут далеко не все вузы, а лишь естественно-научные, инженерно-технические, медицинские и сельскохозяйственные. Реальными претендентами в Приморье могут стать ДВГУ, ДВГТУ и МГУ им. Невельского. По  некоторым параметрам мог пройти и ВГУЭС, но профиль не позволяет.

Что и говорить, откусить от лакомого образовательного пирога кусок - дело заманчивое и перспективное: 500 млн. - отличная возможность для развития. Но, честно говоря, пока для Приморья - никаких гарантий...

Единственное утешение: национальная программа и гранты - это не "вместо" финансирования, а в дополнение. "Если вуз не попал в список инновационных - это не значит, что он второсортный. Свои финансы в полном объеме получат все вузы. Более того, бюджет образования растет".

Хотелось бы верить...

Вот некоторые из критериев, которые предложены  образовательным сообществом:

- Инфраструктура инновационной деятельности
- Обеспечение международной мобильности за счет кредитно-модульной и рейтинговой системы оценки знаний
- Наличие системы подготовки и переподготовки кадров с участием работодателей
- Масштабы научно-исследовательской деятельности
- Интегрированность в мировое образовательное и научное пространство
- Разработка программ федерального и регионального уровней
 - Наличие внешней сертификации образовательных программ
- Готовность к изменению в системе управления.

Любопытно, что в первоначальном варианте среди критериев оценки вуза звучали и такие:  количество мест в общежитиях, доля иностранных студентов, доля поступивших на первый курс победителей олимпиад, доля приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей, членство в международных образовательных организациях. В окончательный вариант, скорее всего, войдут наиболее стратегически значимые критерии.

Какие два национальных университета могут быть созданы?

В кулуарах власти обсуждается несколько вариантов: один - в Сибири, другой - в Южном федеральном округе. На статус Сибирского национального университета претендует Красноярский государственный университет, объединенный с рядом других красноярских вузов. Второй, по слухам, будет создан (тоже, скорее всего, путем объединения крупных вузов) либо в Ростове, либо в Краснодаре.

Что включает в себя Национальный проект "Образование"?

Проект рассчитан на 2006-2007 годы. Он представляет собой комплекс дополнительных мер, который будет осуществляться помимо основного финансирования и других принятых правительством программ развития образования.
· Создание двух национальных университетов - 6 млрд. руб.
· Создание двух бизнес-школ - 3 млрд. руб.
· Отбор среди всех существующих вузов 30 инновационных (10 в 2006-м и дополнительно 20 в 2007 году) с вручением каждому из них гранта в размере до 500 млн. руб. - 20 млрд. руб.
· Определение 3 000 инновационных школ с вручением каждой гранта в размере 1 млн. руб. - 6 млрд. руб.
· Поставка в школы компьютеров  - 1,5 млрд. руб.
· Подключение к Интернет-связи 10 000 школ - 1,2 млрд. руб.
· Разработка и внедрение дистанционных программ обучения - 0,3 млрд. руб.
· Поощрение единовременной премией в размере 100 000 рублей 10 000 лучших учителей ежегодно - 2 млрд. руб.
· Поощрение единовременной премией в размере 60 000 рублей 2 500 человек - талантливых детей и молодежи ежегодно, создание базы данных талантливых детей и молодежи - 0,4 млрд. руб.
· Доплата классным руководителям полнокомплектных классов в размере 1 000 рублей на человека в месяц, всего около 900 000 человек - 15,8 млрд. руб.
· Создание 100  учебных центров (25 - 2006 год, 75 - 2007-й) в частях Российской армии - 0,5 млрд. руб.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"