Рынок без абстракций

37 процентов студенческой братии Владивостока дают взятки. Такой результат дал опрос, проведенный Антикоррупционным студенческим клубом Юридического института ДВГУ в двух вузах города. Результаты были озвучены на семинаре "Рынок коррупционных услуг: состояние и перспективы борьбы", который состоялся в университете в минувший четверг.

7 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1865 от 7 дек. 2005

37 процентов студенческой братии Владивостока дают взятки. Такой результат дал опрос, проведенный Антикоррупционным студенческим клубом Юридического института ДВГУ в двух вузах города. Результаты были озвучены на семинаре "Рынок коррупционных услуг: состояние и перспективы борьбы", который состоялся в университете в минувший четверг.

Опрос, конечно, не застрахован от погрешностей. Но судите сами: из 240 респондентов только один не хочет давать взятку из принципа. 41 процент опрошенных не дает взяток, "потому что не умеет этого делать", а 23 процента студентов считает коррупцию инструментом нашего времени. Поэтому и темой семинара с участием представителей власти и различных общественных организаций стало не какое-то абстрактное явление, а конкретный рынок коррупционных услуг.

Сегодня сей рынок живет и процветает по своим законам и принципам. В каждом регионе, а на Дальнем Востоке, по оценкам экспертов, особенно. За последние два года в Приморье 99 процентов взяток адресованы сотрудникам органов внутренних дел. Крайне коррумпированы сотрудники таможни и преподаватели учебных заведений, вплоть до директоров школ. Медработники берут взятки главным образом за выдачу листов нетрудоспособности. Появилась новая категория взяточников - судебные приставы. Постоянно растет число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взятки, - этими судебными делами напрямую можно измерять коррупционный уровень. И до сих пор, несмотря на все это, в законодательстве нет термина "коррупция". Да и, впрочем, закон о противодействии коррупции тоже пока еще в проекте.

Задача семинара - не только привлечь внимание к проблеме коррупции и оценить обстановку, но и дать анализ этому федеральному законопроекту. В апреле на прошлом подобном заседании местные законодатели и представители общественных структур его уже анализировали. Мнения разошлись, но все замечания отправились в Госдуму. На очереди - второе чтение законопроекта. Тем временем участники семинара отнюдь не считают его панацеей.

Виталий Номоконов, директор Владивостокского центра по изучению организованной преступности, доктор юридических наук, профессор, принимавший участие в экспертизе проекта закона:

- В этом законопроекте дается определение борьбы с коррупцией, понятие конфликта интересов и много других полезных вещей. С моей точки зрения, он не идеальный, но хоть что-то мы должны иметь в законодательном плане по этому направлению. Вся беда в том, что самый идеальный закон у нас могут просто-напросто игнорировать. Так что законодательство - лишь один из механизмов борьбы с коррупцией. Второй путь - сделать процесс принятия решений в государстве максимально прозрачным. Третий - уменьшить сырьевую ориентацию нашей экономики. Ведь чем выше доля сырьевого капитала, который эксплуатируют олигархи, тем выше уровень коррупции. Четвертый путь - сгладить это жуткое расслоение: маленькая кучка очень богатых людей и голь перекатная - основная масса населения. Этот разрыв в доходах является очень коррупциогенным. И наконец пятый - создать-таки гражданское общество, чтобы люди могли влиять на политику и государство. Пока этого нет. Всякие общественные палаты, мне кажется, не более чем имитация.

Виталий Береговский, председатель Российского антикоррупционного партнерства:

- У нас очень многие вопросы, например подарки, просто не прописаны в законодательстве. И уровень коррупции сейчас настолько высок, что влияет на существование государства как такового. А механизм дисциплинарной ответственности, который успешно работает во многих странах, снизит этот уровень до безопасного состояния. Хотя не существовать совсем коррупция не может. Понятие-то еще древнеримское.

Владимир Шульга, доцент кафедры уголовного права и процесса Института права ВГУЭС:

- Между этапами написать закон и реализовать закон очень большое расстояние. К тому же в проекте антикоррупционного закона много недоработок, там все попытались объединить. Но нужно четко разделять бытовую коррупцию - на уровне преподавателей, директоров школ, ПТУ, и коррупцию в высших эшелонах власти, где миллионами получают взятки, чтобы последствия были миллиардными. С бытовой нужно бороться на уровне сознания. А "высокую" коррупцию надо выделить в самостоятельный вид. И для борьбы с ней создать специальное подразделение. А что ловить участкового? Заявление написал, шепнул, и его тут же убрали. А вот взять коррупционера- министра - очень большие оперативные мероприятия требуются. Не случайно существующие пробелы в законодательстве создаются чиновниками специально, чтобы им несли чемоданами. Хотя, конечно, взяточничество - вечное явление. И бороться с ним невозможно, как невозможно бороться с дождем - можно только от него защититься с помощью зонтика.

Автор: Вера КОНЮХОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"