Огонь по российскому флагу
Весьма бурно продолжают развиваться события вокруг российского теплохода "Терней", который с автоматной стрельбой был задержан утром 5 декабря пограничниками КНДР у берегов Северной Кореи (первое сообщение об этом "В" опубликовал еще вчера). Во второй половине того же дня группа северокорейских пограничников сумела высадиться на борт судна и потребовала от капитана немедленно взять курс на близрасположенный порт Кимчхэк.
Весьма бурно продолжают развиваться события вокруг российского теплохода "Терней", который с автоматной стрельбой был задержан утром 5 декабря пограничниками КНДР у берегов Северной Кореи (первое сообщение об этом "В" опубликовал еще вчера). Во второй половине того же дня группа северокорейских пограничников сумела высадиться на борт судна и потребовала от капитана немедленно взять курс на близрасположенный порт Кимчхэк. Однако судовладелец - приморская судоходная компания "Ардис" - категорически запретил капитану это делать.
По словам директора одного из департаментов компании Андрея Микеева, северокорейские пограничники не стали изолировать экипаж и опечатывать радиорубку, поэтому связь с судном сохраняется. Весь экипаж - 14 наших земляков - жив и здоров. Запасов топлива, воды и продуктов на "Тернее" вполне достаточно, в том числе и для того, чтобы регулярно кормить группу захвата пограничников КНДР. Сообщается, что судно следовало из Пусана (Республика Корея) во Владивосток с грузом автобусов и другой техники и "прижаться" к северокорейскому берегу было вынуждено из-за жестокого шторма, который бушевал в этой части Японского моря в воскресенье и понедельник.
Соответствующие письма и запросы руководство компании "Ардис" направило в посольства КНДР в Москве и РФ в Пхеньяне, а также в генеральное консульство КНДР в Находке и пограничное управление ФСБ РФ по Приморскому краю.
Сообщается также, что ситуацией со стрельбой по российскому флагу и задержанием нашего судна заинтересовалась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которая в эти дни находится в северокорейской столице с официальным визитом.
В свою очередь, корреспондентам "В" удалось связаться с сотрудниками генконсульства КНДР в Находке. Подошедший к телефону консул Цой сообщил, что ими направлен запрос в соответствующие компетентные органы в Пхеньяне, однако ответа (на вечер вчерашнего дня) не поступило.
Прокомментировать ситуацию мы попросили одного из ведущих во Владивостоке специалистов в области безопасности мореплавания, заместителя генерального директора ОАО "ДВМП" по безопасности мореплавания Анатолия Сидоренко. Вот что он сказал:
- С точки зрения международного морского права, существует понятие так называемого мирного прохода, когда судно, следующее из одной страны в другую, может спокойно проходить территориальные воды третьего государства. В условиях же форс-мажора, т. е. шторма, когда экипаж ищет спасения у чьих-то берегов, это правило срабатывает тем более. Хотя я, конечно, понимаю, что международное право и Северная Корея - вещи, не сильно пересекающиеся: Между тем стоило бы напомнить нашим соседям, что только за последний месяц наши моряки дважды спасали своих северокорейских коллег. О самом последнем случае - когда 4 декабря наше судно "Николай Пржевальский" спасло пятерых северокорейских рыбаков - широко сообщалось. А вот о предыдущем мало кто знает: за пару недель до этого другой наш контейнеровоз буквально натолкнулся в Японском море на северокорейскую шхуну, которая фактически потеряла управление, поскольку в ее танках не осталось ни капли топлива. Наши моряки не только поделились топливом, но и сопровождали шхуну до тех пор, пока она не вошла в плотный контакт с берегом. На этом фоне абордаж, предпринятый пограничниками КНДР против грузового судна, которое искало укрытия от шторма, выглядит по меньшей мере странно. Причем наличие форс-мажорной ситуации подтверждается всеми имеющимися картами погоды.
По информации пресс-службы пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю, только в этом году нашими морскими пограничниками задержано 12 рыболовных судов под флагом КНДР за нарушение государственной границы РФ и правил рыболовства.
Добавим и то, что нынешняя ситуация до боли напоминает скандал, разразившийся несколько месяцев назад в Баренцевом море, когда боевые корабли норвежской береговой охраны пытались буквально атаковать российский траулер. Превратится ли Японское море в Баренцево?
"В" продолжает внимательно следить за развитием событий.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"