Работать для людей

В ноябре 2003 года депутатом Законодательного собрания Приморского края по 37-му избирательному округу (Хасанский район и часть Надеждинского) был избран житель поселка Краскино Джамбулат Текиев. К этому времени краевой парламент третьего созыва работал уже почти год. Текиев "отстал" от коллег-депутатов не по своей вине: выборы по 37-му округу несколько раз объявлялись недействительными или отменялись в канун голосования.

6 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1864 от 6 дек. 2005

В ноябре 2003 года депутатом Законодательного собрания Приморского края по 37-му избирательному округу (Хасанский район и часть Надеждинского) был избран житель поселка Краскино Джамбулат Текиев. К этому времени краевой парламент третьего созыва работал уже почти год. Текиев "отстал" от коллег-депутатов не по своей вине: выборы по 37-му округу несколько раз объявлялись недействительными или отменялись в канун голосования. Происки соперников по выборам не помешали неизменному лидеру политических симпатий населения все же пройти в Законодательное собрание. Чтобы оправдать перед земляками-избирателями оказанное доверие.

Теперь уже ясно, что не помешала Текиеву и годичная задержка с получением депутатского мандата, он быстро наверстал упущенное. Уже через пять месяцев 38-летний кандидат экономических наук (диссертация Текиева посвящена развитию приграничных и прибрежных территорий ДВФО РФ) был избран в председатели одного из наиболее ответственных комитетов ЗС ПК - по экономической политике и собственности и стал работать в краевом парламенте на профессиональной основе. А еще через полгода, в конце ноября, Джамбулат был избран коллегами-депутатами заместителем председателя Законодательного собрания. Немаловажно также, что сейчас Текиев является членом регионального политсовета партии "Единая Россия" и заместителем председателя фракции "единороссов" в Законодательном собрании.

Сразу две годовщины депутатской деятельности стали для корреспондента "В" поводом расспросить "виновника торжества", но отнюдь не об обстоятельствах столь впечатляющего политического роста. По просьбе Текиева разговор пошел не о личных достижениях, а о том, чего удалось достигнуть за этот год для избирателей, для людей Приморья.

- Специфика работы Законодательного собрания состоит в коллегиальности законотворческого процесса, любая персональная инициатива требует понимания и поддержки большинства депутатского корпуса. Иначе самый прекраснодушный законопроект, не получив своей строки в краевом бюджете, так и останется пустым звуком. Более того, необходима согласованность усилий двух ветвей власти - исполнительной и законодательной. В конечном счете любой закон подписывается губернатором, не говоря уже о том, что губернатор обладает правом законодательной инициативы и очень активно им пользуется. Эффективность такого взаимодействия получила в этом году дополнительное ускорение благодаря укреплению партийной фракции "Единой России" в ЗС ПК, в которую сейчас входят 19 из 38 депутатов, в том числе и я. Позиции этой партии сильны также и в руководстве краевой администрации, поэтому благотворные партийные инициативы могут проходить утверждение без лишних препятствий. Сейчас идет напряженная работа над проектом бюджета-2006, что стало лучшим примером такого рода сотрудничества. Законопроект готовится финансистами краевой администрации, но у каждого депутата есть свое видение, свои предложения. Перед процедурой второго чтения, прошедшей на ноябрьской сессии, от законодателей поступило около 180 поправок, и администрации пришлось перерабатывать бюджетный законопроект шесть раз. Трудно переоценить роль фракции "Единой России", которая добилась во втором чтении переориентации бюджета в сторону социальных расходов на 800 миллионов рублей. Жители края в следующем году, то есть уже через месяц-два, смогут оценить эти изменения на себе, на своих семейных бюджетах.

Допустим, дополнительно направлено по разделу "Здравоохранение и спорт" 250 миллионов рублей Фонду обязательного медицинского страхования на увеличение  нормативов питания в больницах более чем в полтора раза, еще 100 миллионов добавили на закупку бесплатных медикаментов. 

Другой пример - краевая программа "Квартира - молодой семье". Она рассчитана на 2002-2010 годы, действует уже не первый год, но на ноябрьском заседании в программу предложено внести изменения, которые позволят в первоочередном порядке обеспечить жильем молодые семьи врачей, учителей и других работников бюджетной сферы. Прежде средства по этой программе направлялись в основном на строительство новых домов в крупных городах Приморья - Владивостоке, Находке, Уссурийске. Это само по себе хорошо, но нужно уделять большее внимание сельским районам края, трудности жизни в которых мне известны не понаслышке, как и многим моим коллегам по Законодательному собранию. Молодые специалисты поедут в глубинку и будут там жить только на условиях предоставления жилья, поэтому мы предусмотрели в бюджете средства на покупку и строительство квартир на селе.

Особенно важно, на мой взгляд, что и здравоохранение, и обеспечение жильем являются по инициативе президента Владимира Путина приоритетными национальными проектами, поддержанными "Единой Россией". К федеральному финансированию национальных проектов нужно добавить все возможные средства региона, а не уменьшать расходы по этим разделам в расчете на помощь федерального центра. Только в этом случае мы получим значимый социальный эффект. Кроме здравоохранения и жилья к национальным проектам отнесены образование и развитие села, и по всем этим направлениям депутаты ЗС ПК внесли соответствующие изменения в проект краевого бюджета. В том числе ощутимо увеличены расходы по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", а дополнительные 68 миллионов рублей на образование позволят приступить к строительству двух средних школ в Пожарском и Красноармейском районах. На недавнем съезде "Единой России" в Красноярске было решено добавить еще один проект - "Дети России". В этом отношении могу добавить, что в следующем году будут бесплатно питаться учащиеся тридцати трех училищ начального профессионального образования, финансируемых из краевого бюджета. На это выделяется 47 миллионов рублей, хотя в первом чтении бюджетного законопроекта такой строки расходов не было вообще.  

- Джамбулат, коллективный в целом характер проработки законопроектов краевым парламентом не исключает персональных законодательных инициатив и личного вклада депутата в продвижение того или иного законопроекта. Мы наслышаны о более или менее популистских инициативах ваших коллег по ЗС, которые выдвигаются как раз персонально. У вас есть в работе подобный законопроект?

- Да, сейчас мои помощники готовят краевой закон, гарантирующий всестороннюю социальную поддержку участковых милиционеров. Этот законопроект не имеет никакого отношения к популизму, под которым я понимаю безответственную раздачу невыполнимых обещаний и в конечном счете обман избирателей. Надеюсь на поддержку коллег  при грядущем рассмотрении проекта закона об участковых в комитетах и на пленарных заседаниях. Такую же поддержку, какая была получена, например, по программе приватизации краевого имущества на 2006 год. В первом ее варианте, представленном в ЗС администрацией края, в числе подлежащих акционированию объектов значилось краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал", который обеспечивает водой Владивосток, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы. Я считал и продолжаю считать, что предприятие с таким основополагающим социальным значением должно находиться под государственным контролем. Тем более что во время недавнего "водного кризиса" для решения проблем водоснабжения юга Приморья в развитие "Примводоканала" было вложено немало финансовых средств, в том числе из краевого бюджета. Поэтому переход данного объекта в негосударственную собственность не вполне оправдан. На сентябрьском заседании Законодательного собрания депутаты большинством голосов отклонили этот план и отправили его на доработку, поставив под сомнение целесообразность акционирования "Приморского водоканала". А в новом варианте программы приватизации, представленном к ноябрьскому заседанию,  "Примводоканал" уже отсутствовал, что позволило нам принять ее в первом чтении.

Если уж считать личные вклады, то без ложной скромности считаю нелишним свое участие в общественном обсуждении проекта нефтяного терминала в бухте Перевозной. Работая вместе с думой Хасанского района, мы настояли на более глубокой экологической экспертизе и гарантиях невозможности загрязнения акватории Амурского залива. Кроме того, каждый депутат ЗС по отдельности и все мы вместе много работали в этом году на семинарах и выездных заседаниях во всех муниципалитетах края, посвященных применению федерального закона №131 "Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ". Он вступает в силу на территории Приморья с 1 января 2006 года, хотя и с урезанными полномочиями новых муниципалитетов первого уровня. В ноябре ЗС приняло краевой закон, определяющий порядок применения ФЗ №131 на территории Приморья, где за поселениями сохранены только посильные для них полномочия. Сейчас депутаты ЗС ПК, в том числе и я, помогают местным властям с разработкой и принятием кардинально новых муниципальных бюджетов, готовясь вносить коррективы в законодательную базу по результатам мониторинга хода реформы самоуправления.

- Законотворчество - это большая, но не единственная часть депутатских обязанностей. Есть еще работа на округе, в том числе непосредственно с избирателями. Про Перевозную, расположенную на территории 37-го округа, и помощь по формированию местных бюджетов уже сказано, что еще можно отметить?

- Считаю немаловажным включение Надеждинского района в постановление правительства РФ об обеспечении развития и занятости для шахтерских городов и поселков. Надеждинский район получит от федерального центра для Тавричанки, пострадавшей от реформ в угольной отрасли и испытывающей острую социальную напряженность, почти 18 миллионов рублей. Эти средства должны быть направлены на конкретные программы создания новых рабочих мест, переселение людей из ветхого жилья, предоставление субсидий населению, реализацию программ местного развития. При этом районная и поселковая администрации несут ответственность перед государством за целевое использование средств. В случае нецелевого использования эта субвенция подлежит возврату в федеральный бюджет. Задача депутата - проконтролировать направление средств именно на адресную помощь бывшим шахтерам, а не на иные нужды. Могу добавить, что предмет моей особой гордости не только в качестве  депутата, но и просто жителя Хасанского района, - это темпы строительства автомобильной трассы Раздольное - Хасан. В этом году полностью заасфальтирован участок Славянка - Краскино, грунтовые участки остались лишь на перевалах, но и там работа ведется высокими темпами, поскольку финансируется своевременно и в полном объеме.

Что касается собственно депутатской работы на территории округа, то все эти годы для жителей Хасанского и Надеждинского районов действуют приемные, в которых мои доверенные лица работают с жалобами и заявлениями избирателей. Помощь оказывается всем, кому она действительно необходима.

Автор: Записал Александр КАРТАШОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"