Догнать и перегнать Тольятти

Отечественное правительство никак не может расстаться с двумя планами: прижать любителей недорогих японских иномарок б/у и разместить в Приморье автомобильное производство. Но если с первой задачей Москва с грехом пополам справляется, то вторая, к сожалению, никак не может избавиться от статуса маниловского прожекта. Впрочем, времена меняются - чем черт не шутит?

2 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1863 от 2 дек. 2005

Отечественное правительство никак не может расстаться с двумя планами: прижать любителей недорогих японских иномарок б/у и разместить в Приморье автомобильное производство. Но если с первой задачей Москва с грехом пополам справляется, то вторая, к сожалению, никак не может избавиться от статуса маниловского прожекта. Впрочем, времена меняются - чем черт не шутит?

Когда в разгар скандала вокруг "мини-каталогов" руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов заявил в интервью "Российской газете", что приморцы бы лучше не акции протеста устраивали, а пригласили к себе японский автопром, применив для этого новый закон об особых экономических зонах, его слова были восприняты едва ли не как издевательство. Но последние события показывают, что правительство настроено серьезно. Вернувшись во Владивосток после череды поездок и дав 24 ноября пресс-конференцию, губернатор Сергей Дарькин заявил, что в ходе официального визита Владимира Путина в Японию и состоявшихся там же переговоров правительственных и деловых кругов российские министры предложили японцам возвести в России уже второй по счету автозавод. Первый, как известно, строится "Тойотой" в Ленинградской области. Второй же, по словам Сергея Дарькина, планируется поместить в Приморском крае.

- Законы экономики говорят, что если одна корпорация совершает какой-то шаг, то спустя некоторое время ее конкуренты двинутся в этом же направлении, - говорит Сергей Михайлович. На вопрос "В" о том, какой японской корпорации предложат прийти в Приморье, губернатор не ответил: конкретная фирма пока неизвестна. Впрочем, имеющаяся информация о японских переговорах представителей Минэкономразвития РФ позволяет нам предположить, что это может быть "Мицубиси Моторс Корпорейшн".

Это далеко не первое подобное предложение. Можно вспомнить, что еще в 2003 году министр промышленности и науки Илья Клебанов предложил Республике Корея несколько вариантов производства автомобилей на территории России, в том числе и в Приморском крае. В том же году разместить на территории Приморья завод по производству автомобилей и автобусов предложили краевой администрации представители соседней китайской провинции Хэйлунцзян. В декабре опять-таки 2003 года Сергей Дарькин в составе официальной делегации во главе с тогдашним премьер-министром Михаилом Касьяновым посетил Японию, после чего появился официальный пресс-релиз администрации Приморского края с такими словами: "Высказаны конкретные предложения по строительству на Дальнем Востоке завода по производству японских автомобилей". Наконец, в октябре 2004 года вице-губернатор Приморья Виктор Горчаков провел встречу с советником Федерации экономических организаций Японии

г-ном Сугимото Тадаси, на которой затрагивалась и возможность строительства автозавода в Приморье. Однако сам Виктор Горчаков, которого тогда корреспондент "В" спросил о реалистичности подобных проектов, выразился довольно скептически: на российском Дальнем Востоке живет слишком мало людей. А значит, возникает проблема со сбытом продукции. Другое дело - соседний Китай, где чуть ли не все ведущие японские, немецкие и американские автоконцерны размещают свои производственные мощности.

- Если японские автомобили и будут производиться в России, то не на Дальнем Востоке, - высказался тогда Виктор Горчаков и был абсолютно прав: первый завод "Тойоты" начали строить в Ленинградской области. В центральной и западной частях России лучше развита инфраструктура, просторнее рынок сбыта, наличествуют уже готовые производственные мощности, которые проще перевооружить под новые модели автомобилей, чем создавать новые (пример - ижевский завод, перешедший с "Од" и "Фабул" на выпуск южнокорейских "Киа").

Но сегодня Сергей Дарькин заявляет, что возможность строительства в Приморье автозавода реальна. Более того, он считает, что японские корпорации готовы прийти в Россию даже вопреки мнению японского правительства, тормозящего развитие деловых связей из-за отсутствия мирного договора между Россией и Японией. "Существует вопрос по сбыту, его нужно просчитать экономически, - говорит Сергей Дарькин. - Но у нас есть главное - политическая воля". В сегодняшних условиях наличие такой воли, пожалуй, действительно может перевесить любые сомнения чисто экономического характера. А их хватает. Ведь приморцы привыкли к недорогим подержанным автомобилям, выпущенным преимущественно для внутреннего японского рынка (это предпочтение выражается местной формулой "больше автомобиля за меньшие деньги"). Иностранные же фирмы, работающие на территории России, предпочитают производить автомобили самых простых комплектаций, дабы уменьшить отпускную цену. Нередко даже без таких бесспорных для нас "примочек", как кондиционер, центральный замок и автоматическая коробка передач. Более того, даже такие "деревянные" версии иномарок стоят сравнительно дорого - именно из-за того, что продаются новыми. То есть здесь мы имеем, с точностью до наоборот, "меньше автомобиля за большие деньги". Покупательную способность приморцев тоже не стоит переоценивать: новые иномарки, даже выпущенные на территории РФ, большинству из нас просто не по карману. Да и проживает в Приморье всего-то два миллиона человек - по меркам плодовитого АТР ничтожно мало. Для кого же тогда будет работать завод в Приморье?

Ответ на этот вопрос может дать имеющаяся информация о заводе "Тойота" в Ленинградской области. Очень показательно, что там планируется выпускать не народную "Короллу" или популярный "Ярис" (он же "Витц"), которые бы могли раскупаться в России, а более дорогой седан бизнес-класса "Камри". Секрет фирмы кроется в том, что нигде в Европе эта модель пока не производится. И, вероятно, японцы рассчитывают именно на европейский рынок, воспользовавшись настойчивым российским гостеприимством. Если их и заинтересуют планы построить завод в Приморье, то тоже с прицелом на другой рынок - к примеру, Восточной Азии. Естественно, появление нового предприятия будет полезным для краевого бюджета, но сами приморцы на продукцию этого завода пересядут вряд ли. По крайней мере пока будет оставаться альтернатива в виде не очень дорогих подержанных "японок".

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"