Неуставные отношения

С 1 января Приморье переходит в практическую стадию реформы местного самоуправления, в рамках которой к власти в 145 вновь образованных муниципалитетах первого уровня приходят избранные в 2005 году главы администраций и депутаты. Между тем 50 муниципальных образований Приморского края не успели к этому сроку зарегистрировать свои основополагающие документы - уставы.

2 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1863 от 2 дек. 2005

С 1 января Приморье переходит в практическую стадию реформы местного самоуправления, в рамках которой к власти в 145 вновь образованных муниципалитетах первого уровня приходят избранные в 2005 году главы администраций и депутаты. Между тем 50 муниципальных образований Приморского края не успели к этому сроку зарегистрировать свои основополагающие документы - уставы.

Президиум Совета представительных органов местного самоуправления при ЗС ПК, на заседании которого позавчера была озвучена эта информация, не склонен излишне драматизировать ситуацию. Дело в том, что в соответствии с принятым на ноябрьской сессии ЗС ПК краевым законом "О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период" восемь ключевых функций поселенческих органов власти были переданы на вышестоящий городской или районный уровень. В их числе - формирование и исполнение бюджетов, а также установление местных налогов, поэтому в свой первый переходный год полсотни "опоздавших" муниципалитетов войдут без уставов, но с какими-никакими бюджетами. Кроме того, второй уровень власти обеспечит для первого решение вопросов жилищно-коммунального  хозяйства, содержания и строительства автомобильных дорог, обеспечения малоимущих граждан жильем и градостроительства, а также вопросы культуры и библиотечного обслуживания.

Тем не менее титанические усилия краевой власти, в течение двух подготовительных лет несшей в приморскую глубинку "свет знания" о неминуемой реформе самоуправления, оказались результативными лишь отчасти. Задержка с принятием уставов имеет объективные и субъективные причины. Даже получив весь необходимый комплект типовых и нормативных документов, многие отдаленные муниципалитеты не смогли вовремя представить в управление Минюста свои документы элементарно из-за отсутствия компьютера для подготовки и распечатки текста уставов. К субъективным причинам следует отнести недостаток на селе квалифицированных кадров, о чем губернатор Сергей Дарькин говорил на своей недавней пресс-конференции: "Главы поселений избраны, но я не совсем доверяю новому муниципальному менеджменту".

Характерно, что многочисленные и резкие изменения законодательства РФ ввели в замешательство даже многоопытных работников мэрии Владивостока: Устав Владивостока не прошел регистрацию, поскольку городская дума внесла в него изменения с нарушением закона - без процедуры публичных слушаний.

Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"