Всплывет ли тайна подлодки "Л-19"?
Тема российско-японских отношений на этой неделе - в связи с официальным визитом президента России Владимира Путина в Страну восходящего солнца - побила все рейтинги популярности. Особенно пристально за ней следили страны АТР и российские дальневосточники - проблема северных территорий, как бы дипломатично ее ни "прихорашивали", давно уже стала хронической. И, как верно заметил президент России, при доброй воле и при взаимном желании идти навстречу друг другу может быть найден такой вариант, который бы устроил обе стороны.
Тема российско-японских отношений на этой неделе - в связи с официальным визитом президента России Владимира Путина в Страну восходящего солнца - побила все рейтинги популярности. Особенно пристально за ней следили страны АТР и российские дальневосточники - проблема северных территорий, как бы дипломатично ее ни "прихорашивали", давно уже стала хронической. И, как верно заметил президент России, при доброй воле и при взаимном желании идти навстречу друг другу может быть найден такой вариант, который бы устроил обе стороны.
В связи с этим мне вспомнилась недавняя командировка в столицу Приморья японского журналиста из газеты "Хоккайдо симбун", с которой "Владивосток" тесно сотрудничает уже не один год. Молодой репортер попросил организовать для него интервью с ректором Дальневосточного государственного технического университета Геннадием Турмовым - именно этот вуз совместно с Тихоокеанским флотом был инициатором экспедиции на яхте "Искра", снаряженной в августе нынешнего года для поиска советской подводной лодки "Л-19", затонувшей в проливе Лаперуза в 1945 году. Мы любезно согласились помочь коллеге. Тем более что год назад, осенью 2004-го, газетами "Хоккайдо симбун" и "Владивосток" было проведено совместное большое журналистское расследование, посвященное судьбе "Л-19".
Поиск затонувшей подводной лодки "Л-19" решено было начать в год 60-летия окончания второй мировой войны, чтобы отдать дань скорбной памяти погибшему экипажу, причем главной мотивацией поиска стали именно прошлогодние публикации "В". Возглавил экспедицию капитан "Искры" Владимир Карташев. В состав команды вошли пять человек, в том числе три водолаза. Яхта отошла от 33-го причала и отправилась в район поиска 20 августа. Предварительные координаты определило научно-исследовательское судно "Профессор Хромов".
К сожалению, с самого начала путешествия "Искру" преследовали неудачи: на переходе в районе острова Аскольд яхта лишилась "руля", то есть механического движения, но экипаж решил продолжить плавание под парусами. Так же под парусами "выставлялась" яхта над "объектом", лежащим на глубине 60 метров. Хотя сделать это было очень непросто из-за постоянной смены ветра, направления и силы течения, приходилось даже буксировать "Искру" на собственной моторной лодке. Несмотря ни на что, буй с ходовым тросом был выброшен так точно, что его якорь оказался прямо на затопленной палубе. Водолазы, совершив несколько спусков, выяснили, что это, увы, не искомая подводная лодка, а грузовое судно. Неудивительно, что предварительный прогноз был ошибочным: надстройка у затонувшего транспорта практически полностью отсутствует, мачт тоже нет. Сохранились, правда, пиллерсы высотой около четырех метров, якорные лебедки, якоря и даже штурвал. Что это за судно, предстоит определить. "Искра" после еще некоторых злоключений 23 сентября под парусами прибыла во Владивосток.
- Отрицательный результат, как известно, тоже результат, - заметил в беседе с японским журналистом Геннадий Турмов. - Мы не отчаиваемся и надеемся продолжить поиск подводной лодки "Л-19". Планируем снарядить новую экспедицию в 2006 году и обследовать три подводных объекта, обнаруженных в том же районе, среди них может оказаться и американская подводная лодка "Wahoo", потопленная японской авиацией примерно в том же районе в 1943 году. При этом подготовимся к работе тщательнее. Прежде всего выберем более благоприятный сезон для экспедиции. Ведь недавний "маршрут" к месту гибели крейсера "Рюрик" (он в августе 1904 года, получив серьезные повреждения во время неравного боя с японскими крейсерами, был затоплен командой, чтобы не достаться врагу) оказался удачным. Конечно, для этого нужны дополнительное снаряжение, хорошая видеокамера для подводных съемок и так далее. Пока все держится во многом, можно сказать, на голом энтузиазме. А когда обнаружим лодку, по заведенной на российском военно-морском флоте традиции все корабли, проходящие этим маршрутом, станут отдавать почести погибшим подводникам и делать соответствующую отметку в корабельном журнале.
Японский журналист, в свою очередь, с укоризной заметил, что многие его соотечественники считают, что эта подводная лодка в свое время потопила несколько японских транспортов с беженцами на борту. И поинтересовался: "Не собирается ли российская сторона принести извинения по этому поводу?".
Г. П. Турмов напомнил, что в центре Владивостока, на ул. Светланской, есть памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На мемориальных плитах названия десятков судов и сотен фамилий. Это были мирные суда. К их гибели имели прямое отношение японские подводные лодки.
Эта тема сегодня очень болезненна и для японского, и для российского народа. И здесь нужно обоюдное желание повернуться лицом друг к другу.
Поиск подводной лодки "Л-19" будет продолжен летом будущего года. Насколько известно, он может стать совместным. По крайней мере, российские исследователи собираются обратиться с таким предложением к японским коллегам. Время для этого еще есть.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"