Конструктивность компромисса

Очередное заседание Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшееся 23 ноября, сумело разрешить несколько сложных вопросов, получивших в Приморье значительный общественный и политический резонанс.

25 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1859 от 25 нояб. 2005

Очередное заседание Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшееся 23 ноября, сумело разрешить несколько сложных вопросов, получивших в Приморье значительный общественный и политический резонанс.

Компромисс, устроивший и муниципальную, и краевую власти, был достигнут благодаря принятию в третьем, завершающем чтении изменений в закон "О налоге на имущество организаций", установивший минимальную ставку для социальной сферы муниципалитетов - одна десятая процента вместо предлагавшихся краевой администрацией в первом чтении пяти десятых процента. Другим примером компромисса стало принятие во втором чтении бюджетного законопроекта: с одной стороны, социальные статьи расходов увеличены почти на миллиард рублей, с другой стороны, законодатели после первого чтения предлагали к представленному краевой администрацией проекту бюджета-2006 поправки, увеличивающие расходы на общую сумму почти в 2 миллиарда.

Напротив, бескомпромиссность была проявлена депутатами в другом "резонансном" вопросе - об увеличении налога на игорный бизнес. После заминки в октябре, когда законодатели решили отправить на доработку инициативу губернатора о пятикратном, максимальном увеличении ставки налога на игорный стол казино, предложение Сергея Дарькина было все же принято в его исходном виде. Характерно, что в полном  соответствии с политикой "партизации" законодательной власти в РФ вышеупомянутые решения приобрели партийную прописку. Например, минимальная ставка налога на имущество принята под эгидой фракции "Единая Россия", которая объединяет теперь ровно половину депутатов ЗС ПК (19 членов), а игорный бизнес обязан своей максимальной ставкой прежде всего фракции аграриев - второй по численности партийной фракции в краевом парламенте.

Часть вопросов повестки сессии, включая два из вышеперечисленных, была перенесена из октябрьской повестки. Но если эти задержки были обусловлены необходимостью поиска компромисса, то осечка с принятием поправок в Устав Приморского края объясняется только недоразумением - для принятия вполне технических изменений, требуемых федеральным законодательством и вследствие этого краевой прокуратурой, в октябре не хватило всего одного голоса. Тогда законопроект не набрал необходимого количества голосов, поскольку для принятия "конституционных" поправок в Устав нужно, чтобы "за" проголосовали 26 человек, то есть квалифицированное большинство в две трети голосов от установленного числа депутатов. Однако позавчера парламентарии приняли законопроект "О внесении изменений в Устав Приморского края" в первом чтении, избавив краевой парламент от теоретически вполне возможного судебного преследования по обращению прокурора. На ноябрьском заседании Законодательного собрания за изменения в краевой Устав проголосовал каждый из присутствовавших парламентариев (31 депутат). В основополагающем документе Приморья, принятом депутатами в первом чтении, отредактирован ряд статей об изменившемся порядке наделения полномочиями губернатора. Кроме того, появилась новая статья, дающая населению и общественным организациям право законодательной инициативы.

25 миллиардов 165 миллионов рублей - именно столько составляют сейчас расходная и доходная части краевого бюджета-2006, принятого депутатами во втором чтении. Общая сумма "передвижек" средств по статьям расходов превысила миллиард рублей, из них около 800 миллионов рублей в процедуре второго чтения дополнительно направлено на социальные статьи расходов, для чего только краевой администрации пришлось переверстывать законопроект шесть раз,  депутаты же внесли 120 своих поправок.

Почти половина из этих 800 миллионов направлена на здравоохранение, в том числе 250 миллионов - в Фонд обязательного медицинского страхования. Сюда войдут увеличенные в два раза расходы на медикаменты и питание, на закупку оборудования для больниц. А увеличение расходов по разделу "Образование" на 68 миллионов рублей позволит построить средние школы в селе Красный Яр Пожарского района и поселке Рощино Красноармейского района.

Нелишними окажутся 300 миллионов рублей, предусмотренные в качестве дотации для жилищно-коммунального комплекса края. Эти средства пойдут на ремонт котельных и тепловых сетей в Приморском крае в следующем году, несмотря на то, что с 2006 года эти полномочия перекладывается на муниципалитеты. Увеличение расходов добралось и до такого традиционно небогатого раздела, как социальное развитие села: в бюджете на следующий год на сельскую "социалку" предусмотрено 160 млн. рублей, на поддержку сельского хозяйства в Приморье - еще 140 миллионов. В полном объеме продолжится финансирование широко известных целевых программ "Квартира - молодой семье" и "Муниципальные дороги". Теперь бюджетный законопроект ожидает третье чтение в декабре, в ходе которого средства будут распределяться по статьям расходов.

Автор: Александр КАРТАШОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"