Танцы с волками

Про встречи с медведями в Корякии можно услышать множество историй. Все собирают в тундре бруснику, голубику, морошку, шикшу, ходят по грибы, которых здесь немерено, рыбачат, охотятся, поэтому пути с Михаилом Топтыгиным где-нибудь да пересекаются.

23 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1857 от 23 нояб. 2005

Продолжение. Начало в номере за 22 ноября

Инструктаж аборигенов

Про встречи с медведями в Корякии можно услышать множество историй. Все собирают в тундре бруснику, голубику, морошку, шикшу, ходят по грибы, которых здесь немерено, рыбачат, охотятся, поэтому пути с Михаилом Топтыгиным где-нибудь да пересекаются.

- Медведь не выносит человеческого взгляда, поэтому самое главное - на него не смотреть, просто пройти стороной, опустив глаза, - инструктировали аборигены. - Не случайно, если доходит до того, что зверь нападает на человека, он первым делом кровожадно сдирает с него скальп.

Именно такая трагедия произошла со знаменитым корякским художником и сказителем Кириллом Килпалиным. После схватки с медведем Кирилл Васильевич остался без глаза, был весь покалечен, но прожил еще несколько лет. Сейчас решается вопрос о создании музея-заповедника Кирилла Килпалина (к слову, самобытный автор в свое время учился во Владивостокском художественном училище) на той самой речке Тополевке, где он построил небольшой домик, где круглый год охотился, рыбачил и писал свои завораживающие картины. Музей-заповедник может стать притягательным местом для почитателей этнографического туризма, в том числе для иностранцев.

Но все-таки о медведях в этих местах говорят почти по-дружески, разве что сетуют, что, мол, мишка повадился за дармовой рыбкой, все сети порвал. А вот от кого в Корякии большая беда, так это от белых полярных волков, которые стаями нападают на табуны оленей.

- Из-за травежа волков мы теряем до 30-40 процентов поголовья, - рассказал директор оленеводческого совхоза "Корфский" Юрий Глазырин. - Когда стая налетает на табун, тогда уже хоть что делай. Волки - хитрые, нападают чаще всего в пургу, непогоду. И адаптировались уже ко всему: ни выстрелов не боятся, ни ракет. Налетят, задерут 10-15 оленей, а весь табун разгонят. Часть испуганных животных потом соберем, а часть так и пропадет.

От охотников на вертолетах волки, бывает, прячутся за деревьями. Становятся на задние лапы, передними обхватывают ствол. "Вертушка" кружит вокруг дерева -  кружит и зверь.

Один из охотников вспомнил такую историю. Повадился у села Таловка матерый зверь губить домашних животных. Выследили хищника. Но когда его стали догонять на вертолете, он резко развернулся на 180 градусов и побежал в обратную сторону. Вертолет на скорости проскочил мимо. Пришлось повернуть, вновь нагнали, но история повторялась несколько раз. Решили поэтому подлететь на параллельном курсе. И тут волк стал прятаться под "брюхо" винтокрылой машины. С огромным трудом удалось его подстрелить.

Сами оленеводы имеют хороший стимул отстреливать зверей, им платят по 5 тысяч рублей за каждую сданную волчью шкуру. Но ситуация остается острой. Сейчас, когда в округе началось возрождение оленеводства, необходимо искать эффективные пути борьбы с волками.

Тундра  - для оленей

Забой оленей обычно начинается в ноябре. Однако, побывав во многих хозяйствах округа, мы убедились, что в нынешнем году ни одно из них не планирует массового забоя. Сейчас главная задача - нарастить поголовье, встать на ноги после глубокого кризиса, поэтому будет производиться только выбраковка ослабленных животных. Точно так же настроены и семьи, имеющие собственных оленей. Однако хотя бы одним животным им все-таки придется пожертвовать, ведь нужно кормить родовых идолов Гичвию.

Об этой древней традиции оленеводов-чукчей рассказал Николай Эвнито из села Средние Пахачи. И дед, и отец у Николая Сергеевича были оленеводами. У отца было 50 оленей, хотя мог бы иметь и больше. Но в советские времена больше держать не разрешалось, считалось чуть ли не преступлением. Сейчас рады бы увеличить частные табуны, да не так-то легко это сделать.

С потомственным оленеводом и, кстати, ветераном прославленного ансамбля "Мэнго", где он танцевал с 1966 по 1969 год, мы познакомились в вертолете, когда летели из Средних Пахачей в Ачайваям. Уже несколько лет олени частных владельцев этих двух сел пасутся вместе. Сейчас в табуне  более 800 оленей. Николай Эвнито прилетел в Ачайваям, чтобы отсюда добраться до табуна и самому посмотреть, как там дела. Он подтвердил, что тоже не собирается забивать оленей, считает, что мясо пока лучше покупать. Надо отдать должное оленеводческим совхозам - они стараются поддержать семьи, у которых еще остались олени, не бросают на произвол судьбы частные табуны. Помогают с продуктами, содействуют в перевозках.

- Не имея оленей в собственном хозяйстве, невозможно сохранить накопленный веками опыт оленеводства, традиции, которые передаются от одного поколения оленеводов к другому, - поделился своим мнением директор расположенного в селе Ачайваям совхоза "Имени 50-летия СССР" Сергей Ивтагин. - Премудростям нашего дела невозможно обучиться по книжкам, они познаются с детства. Легче стать командиром вертолета, чем хорошим бригадиром оленеводческого звена.  

Старинные традиции еще живы, потому что живы старые оленеводы. В Ачайваяме познакомились с Михаилом Кирилловичем Етыляном, который в свои 70 лет остается для совхоза палочкой-выручалочкой. Бывает, до самого мая на своей собачьей упряжке возит в табун продукты. У опытного оленевода много учеников, которые часто приходят за советом.

Приходилось слышать, будто в селах совсем не осталось мастериц по пошиву незаменимой в условиях Севера теплой национальной одежды и обуви, меховых палаток, в которых оленеводы предпочитают жить, когда табун кочует. Но, поездив по округу, мы убедились, что это не так. К примеру, стоило только пройтись по улице села Средние Пахачи, как сразу познакомились с несколькими такими умелицами. А особенно лестные отзывы услышали о качестве работы опытной Яоч, которая живет с внуком в 30 километрах от села. "В люди" она наведывается в основном зимой на собачьих упряжках. Жаль, что не было возможности познакомиться с отшельницей. Но сшитые и красиво украшенные ею кухлянки, торбаса, малахаи мы видели у местных жителей. Искусная работа.

(Окончание в следующем номере)

Уха из водки

Поселок Оссора Карагинского района всерьез надеется попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Здесь  в огромном котле - почти на 700 литров - сварили знатную уху, на приготовление которой понадобилось 200 кг кеты, 50 кг палтуса, 150 кг картофеля, 20 кг лука, 10 кг моркови, 3 кг соли, 2 кг специй и 3 литра водки.
За такой объем еще никто не брался! Тройную, по всем правилам закладки компонентов  уху готовили на свежем воздухе, на открытом огне при участии царя морей Нептуна и корякского шамана, который вместе со своими помощниками изгонял злых духов.
Попробовать рыбацкой похлебки смогли не менее тысячи человек в воскресенье 23 октября. В этот день в Камчатской области и Корякском автономном округе состоялся референдум по объединению двух субъектов в один. Местные жители, проголосовав за единый Камчатский край, искренне надеются на лучшую жизнь.

Под шаманские напевы

Коренное население КАО - коряки, ительмены, эвены, чукчи, алеуты, камчадалы (малая народность, всего около 2 тысяч человек) жить не могут без танца. С раннего детства на стойбищах и зимовьях познают они родовые напевы, кружатся в танцевальном ритме, подражая оленям, нерпам, рыбе, птицам. Хоть и приняли многие из них  христианство, но по многовековой традиции вместе с шаманами пытаются задобрить языческих богов. Уже не является секретом то, что некоторые женщины в танце входят в транс и испытывают оргазм.
Малые народы Севера могут гордиться своими самобытными национальными фольклорными коллективами. На кремлевской сцене встретил в начале ноября свое 40-летие государственный академический ансамбль "Мэнго". Зрители за пределами полуострова знакомы с самобытным творчеством других ансамблей: семейного танца "Истоки", детского "Тундровичок", этнографических "Ангт", "Кенакетой"  и других. А Лидия Чечулина - единственная исполнительница горловых родовых песен.
Выступают они в удивительных по красоте кухлянках, малахаях, торбасах, с бубнами и колокольчиками. Одежда, головные уборы и обувь расшиваются узорами из бисера и оторачиваются мехом.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"