С оказией на вездеходе
Корякия от нас не столько далеко, сколько дорого. От Владивостока до Петропавловска-Камчатского авиаперелет стоит почти 10 тысяч рублей, еще столько же обходится билет на самолет до самого автономного округа. Поэтому неудивительно, что Корякия для приморцев - неведомая земля. Да и вообще российские туристы сюда не добираются, а вот иностранных в погоне за экзотикой иногда заносит.
Корякия от нас не столько далеко, сколько дорого. От Владивостока до Петропавловска-Камчатского авиаперелет стоит почти 10 тысяч рублей, еще столько же обходится билет на самолет до самого автономного округа. Поэтому неудивительно, что Корякия для приморцев - неведомая земля. Да и вообще российские туристы сюда не добираются, а вот иностранных в погоне за экзотикой иногда заносит.
В Тиличики летели как раз вместе с иностранцами. Когда "Як-40" пошел на посадку, они с восторгом и ужасом смотрели вниз: господи, кругом вода, куда садиться-то будем? Оказалось, аэродром расположен на косе, ширина которой в среднем 300-400 метров. Мало того, здесь же, на этой узкой полоске земли, находится большое село - Корф. Чтобы попасть в районный центр - село Тиличики - нужно еще переправиться на барже через бухту.
В Корякии несколько сел и поселков (Оссора, Пахачи, Тымлат, Усть-Хайрюзово, Манилы, Усть-Вывенка) расположены на косах. Населенные пункты будто бы жмутся как можно ближе к морю. Хотя так, наверное, и есть. Ведь морем везут сюда грузы, по морю добираются из одного села в другое, в море рыбачат. Прибрежные поселки создавались, как правило, вокруг рыбозаводов, которые до сегодняшнего дня сохранились далеко не все.
Дальше наши пути-дороги со случайными попутчиками разошлись. Но не сомневаемся, что самое первое ощущение - одновременно шока и восторга - сопровождало их всю поездку по этому необычному краю. Судить об этом можно по своим собственным впечатлениям.
Так вот ты какой, северный завоз
Завершался северный завоз, и к берегам Корякии одно за другим подходили суда со стройматериалами, трубами, оборудованием для котельных, топливом, продуктами. Многие, как привет от родных, - из Приморья. Грузы разгружали в портпунктах округа. А как доставлять их дальше, если населенный пункт находится далеко от моря и нельзя ждать, когда "встанет" зимник? В Корякии нет дорог, поэтому ничего не остается, как везти срочный груз по хляби тундры.
В один из таких рейсов из Тиличик в село Хаилино мы отправились на вездеходе "Витязь" с экипажем в составе водителя-испытателя Раиса Гиваева и его помощника, пока еще стажера Николая Ахметжанова. Предстояло доставить для котельной Хаилино новые котлы, прибывшие из Приморья на теплоходе "Гриша Подобедов". "Витязь" - техника серьезная. Рядом с гораздо более легкими вездеходами (например, ГТ-Т - гусеничным транспортером-тягачом, каких много шустро бегает по тундре) он - будто старший брат. "Малыши" берут несколько тонн груза, "Витязь" - до тридцати. Управлять такой махиной с прицепом сложно. Не случайно поэтому в Корякию вызвали в командировку многоопытного Раиса Гиваева с Ишимбайского завода транспортного машиностроения, где изготавливаются такие вездеходы. Когда-то Раис Раилович работал на сборке гусеничных транспортеров, а вот уже 22 года - в бесконечных разъездах по стране. Прошел испытания суровой Антарктидой, где, признается, было тяжелее всего.
От Тиличик до Хаилино - 100 километров, и преодоление каждого из них вылилось в настоящий экстрим. Мы то "по брюхо" уходили в болотное месиво, то взбирались на сопку, то вползали в глубокий овраг, то переправлялись через речку. Самое страшное для двухзвенного "Витязя" - это резкие перепады высоты, особенно если глубокие ямы следуют одна за другой.
- Машина - не змея, изгибаться не может, - беспокоился Раис Раилович. Каждый раз, когда мы ухали куда-то вниз и стекла кабины заливала болотная жижа, сердце уходило в пятки. Однако "Витязь" всякий раз медленно, но верно преодолевал преграду. Даже "Кисловодск" - болото, растянувшееся на несколько километров и названное так за специфический запах, миновали без проблем. Добирались до Хаилино 10 часов и успели не только испытать острые ощущения, но и налюбоваться необыкновенной природой тундры.
Раис Раилович всю дорогу подтрунивал над местными:
- Какие бы мне кто сказки ни рассказывал о медведях, я не верю. Есть ли они у вас?
И вправду, увидеть медведя удалось только один раз, и то издалека - рыбачил на речке. Следующий день ушел на разгрузку в Хаилино, а когда тронулись в обратный путь, выпал первый снег. По нему можно было читать, будто по белому листу бумаги. Благодаря этому мнение о количестве здешних медведей у нас сразу же изменилось. Медвежьи следы, в том числе медведицы с медвежатами, видели вдоль всей дороги. Но Раис Раилович все равно не хотел "сдаваться":
- Следы - это еще не доказательство. Вот когда мишки будут дружно приветствовать "Витязь", тогда я поверю, что они тут действительно водятся.
Пленники болота
Добраться из одного поселка в другой в Корякии очень сложно. Официальные пассажирские рейсы внутри округа - только вертолетные (вторник - так называемый рейсовый день). Но, во-первых, в рейсовый день на вертолет не всегда попадешь, а во-вторых, цены шокирующие. В ближайшем будущем ожидается приобретение нескольких вездеходов специально для организации пассажирских рейсов этим проходимым транспортом. Но пока пассажирам приходится просить подбросить тех, кто имеет собственные тягачи. Интересно, что в частном пользовании здесь довольно много вездеходов. Только в Олюторском районе - около 40. Активно приобретают гусеничные тягачи коммерсанты, доставляющие в магазины снятые с судов грузы - продукты, стройматериалы, бытовую технику. Заместитель начальника Гостехнадзора по Корякскому автономному округу Михаил Булыгин рассказал, что частники покупают вездеходы, списанные в совхозах или на предприятиях, восстанавливают их. Можно приобрести тягачи также через фирмы-посредники, реализующие военную технику. Нет проблем купить и новую машину, российские заводы предлагают разные модификации. Но у новой техники и цена соответствующая. Если "бэушный" вездеход в среднем стоит 600 тысяч рублей, то новый как минимум в два раза дороже.
Частники берут пассажиров чаще всего на кабину, потому что внутри салон обычно занят грузом. Многие привыкли путешествовать здесь так даже зимой, в лютые морозы. Экзотично? Да нет, это уже через край. В том, что путешествие на вездеходах не настолько привлекательно, как это может показаться, когда оно в диковинку, пришлось испытать на себе. Очень хотелось побывать на участках ЗАО "Корякгеологодобыча", где ведется разработка платины. Было бы обидно приехать в Корякию и не увидеть этого производства. Но как туда добраться? Пришлось снова отправиться с оказией на вездеходе. Однако на этот раз не повезло. На полпути вездеход так увяз в болоте, что сам выбраться уже не смог. Рации не было, проходящих вездеходов, как на грех, тоже ни одного. Вместе с машиной пассажиры и водители оказались пленниками болота (название у него "говорящее" - "Прощай, родина"). Попробуй выйди, если кругом непролазная грязь. В "Корякгеологодобыче", конечно, знали, что на участок вышел вездеход (мы везли туда топливо) и что он не добрался. Но тут, оказалось, свои законы. Начинают искать пропавших обычно дня через три: Нас забрали на вертолете на исходе четвертых суток, после трех ночевок в тундре, когда уже закончились продукты и иссяк всяческий оптимизм. Будем считать - вовремя...
Пока сидели в кабине вездехода, думали, что к концу октября медведи залегают на спячку и бояться их уже нечего. Но из иллюминатора вертолета вдруг увидели, как мишка убегает во весь опор от винтокрылой машины. Значит, в берлоги медведи не торопятся.
Когда мы вернулись, все успокаивали: "Если бы не это ЧП, не было бы полного впечатления о здешних местах". Может быть, стоит согласиться. Хотя ехать куда-то на вездеходе больше совсем не хотелось...
(Продолжение следует)
Корякский автономный округ 10 декабря отмечает 75-летний юбилей. В скором будущем округ вольется в состав Камчатского края - такова воля его жителей, которую они выразили на референдуме, состоявшемся в конце октября.
Корякия занимает северную половину Камчатского полуострова и часть прилегающего материка. Омывается Охотским (с запада) и Беринговым (с востока) морями. Преобладают горный рельеф и тундра. Климатические условия суровые, зима длится с октября по май. Площадь более 300 тысяч квадратных километров, что превышает территорию многих государств мира. Жителей около 30 тысяч человек, и это меньше населения маленьких европейских княжеств.
Ученые считают, что коряки на протяжении нескольких веков выдавливались южными и более сильными племенами из районов нынешней Маньчжурии, а затем и Приамурья на север вдоль побережья Охотоморья. Первые сведения об этом северном народе собирал в середине XVII века казак-первопроходец Семен Дежнев. На рубеже ХVII-ХVIII веков русские стали основывать на Камчатке остроги, посты, поселки, гавани. Нынешней осенью на полуострове отмечали 300-летие православия. Священники-миссионеры несли коренным народам Корякии не только христианство, но и духовность, культуру, знания. Именно при церквах и часовнях строились приходские школы, детей учили грамоте. Сейчас, рассказал нынешний губернатор КАО Олег Кожемяко, в северных поселках начинается строительство православных храмов.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"