Острова преткновения
....Много лет назад, на заре перестройки, когда в моду вошли телемосты, один из первых таких телемостов проходил по "маршруту" Москва - Владивосток - Токио. Три студии, трое ведущих, три группы участников общения. Естественно, помимо всего прочего разговор просто не мог не зайти о судьбе Южных Курил. С разных сторон выступали историки, политологи, специалисты, приводившие всевозможные доводы. Наконец, в токийской студии поднялась немолодая японка и сказала: "Я слышу встречные аргументы и со всеми соглашаюсь, потому что я не специалист.
Окончание. Начало в предыдущем номере "В"
....Много лет назад, на заре перестройки, когда в моду вошли телемосты, один из первых таких телемостов проходил по "маршруту" Москва - Владивосток - Токио. Три студии, трое ведущих, три группы участников общения. Естественно, помимо всего прочего разговор просто не мог не зайти о судьбе Южных Курил. С разных сторон выступали историки, политологи, специалисты, приводившие всевозможные доводы. Наконец, в токийской студии поднялась немолодая японка и сказала: "Я слышу встречные аргументы и со всеми соглашаюсь, потому что я не специалист. Но дело в том, что я родилась на Кунашире, там похоронены мои родители, и, как ни крути, - это моя Родина:". Зависла некоторая пауза, однако следом во владивостокской студии тоже поднялась женщина, взяла в руки микрофон и сказала: "Я очень хорошо понимаю чувства нашей японской собеседницы. Потому что я тоже родилась на Кунашире. И у меня тоже там похоронены родители. И для меня это тоже - Родина...".
К счастью или к сожалению, жизнь куда сложнее и витиеватее нарисованных схем и умозрительных заключений. На Итурупе, Кунашире и Шикотане люди рождаются, любят друг друга и умирают. Растят детей, ходят на работу, покупают хлеб, ездят на рыбалку или на пикники и в круговерти повседневности мало задумываются об "исторической справедливости". Как правило, им нет дела до высокой политики. И это - правильно. Потому что самая высокая политика на свете - это твоя семья и то, что ты делаешь своими руками.
...В поселке Лагунное, где расквартирована самая крупная на Кунашире воинская часть, я разговаривал с заместителем командира, майором Владимиром Щербаковым. По его словам, в части, как и у соседей-пограничников, служат ребята из Сибири и Якутии, с Алтая и Северного Кавказа. До призыва подавляющее большинство из них такого названия - Кунашир - даже и не слышали. А сегодня командование части вынуждено отказывать многим из тех, кто готов остаться на острове, чтобы служить здесь и дальше, по контракту. Дело в том, что по закону контрактнику надо предоставлять благоустроенное жилье, а с этим у военных проблемы - как, впрочем, и везде. Тем не менее современные казармы - именно для контрактников - продолжают строиться, финансирование всех программ по линии Минобороны осуществляется бесперебойно.
У военных, кстати, здесь двойная служба. Кроме святой для людей в форме обязанности по защите Отечества на них возложено еще и обеспечение целого комплекса мероприятий по действиям в случая землетрясения. А как иначе? Это на Камчатку Шойгу стягивает силы МЧС - вплоть до полевых госпиталей, а на Курилах гражданскому населению можно рассчитывать только на помощь подразделений Минобороны и погранвойск.
Щербаков говорит, что планы по боевой подготовке и действиям по ликвидации последствий стихийных бедствий готовятся и утверждаются параллельно. Так, новый план действий на случай землетрясения составляется и утверждается каждые полгода; каждую неделю в него вносятся оперативные уточнения.
Обсуждали мы с майором эту проблему потому, как буквально накануне, в октябре, Шойгу огласил прогноз (с вероятностью до 35 процентов) сильного землетрясения в зоне Камчатки и Курил. Однако, если честно сказать, то к прогнозу этому на Кунашире да и других островах гряды отнеслись, скажем так, философски.
- А вы обратили внимание, когда глава МЧС выдал свой прогноз? - с улыбкой говорит замглавы южнокурильской районной администрации Алексей Задирако. - В самый разгар обсуждения федерального бюджета на очередной год. И боюсь, что адресован этот "посыл" не столько нам или камчадалам, сколько депутатам Госдумы. Я уж не говорю о том, что нигде и никто в мире прогнозировать подобные катаклизмы еще не научился. К нам недавно приезжала группа японских сейсмологов, которые, мягко говоря, подвергли сомнению вероятность надвигающейся катастрофы. Конечно, мы отдаем себе отчет, в каком регионе мы находимся. Трясет здесь постоянно, но подавляющее большинство колебаний земной коры фиксируют только специальные приборы. Практически каждую неделю наша сейсмостанция регистрирует несколько десятков толчков. Земля здесь дышит. Ну так, может быть, это хорошо? Пар, как говорится, выходит...
Задирако - коренной дальневосточник, на Курилах прожил большую часть жизни. Свою точку зрения сформулировал давно и менять ее не собирается...
- Ни один серьезный здравомыслящий российский политик не решится на изменение статуса Курильских островов, - говорит он.
Однако и он, и другие курильчане, с которыми доводилось общаться в ходе командировки, признают, что испытали некоторый стресс год назад, в ноябре 2004-го. И способствовали этому два события, произошедшие одно за другим. Сначала министр иностранных дел РФ Сергей Лавров публично заявил о том, что Россия готова вернуться на позиции 1956 года (когда СССР дал предварительное согласие на передачу Шикотана и Малой гряды). Следом был подписан Пекинский договор, согласно которому Китаю отошли два острова в месте впадения Уссури в Амур, прямо под стенами Хабаровска.
В те дни на островах (Курильских) было тревожно.
Но за прошедший год тональность высказываний российских руководителей первого эшелона существенно изменилась. И к моменту начала визита Владимира Путина в Японию позиция, обозначенная и президентом, и МИДом, и спикерами обеих палат российского парламента, в сжатом виде звучала так: "Никаких уступок!".
Однако "оголтелым" всегда мало - в какие бы цвета они ни красились. Характерно при этом, что крайности обязательно "зеркалят". Когда российский президент готовился вылетать из южнокорейского Пусана в Токио, на центральной площади Южно-Сахалинска начался митинг с участием представителей ЛДПР, КПРФ, местного казачества и просто любопытных. Главный лозунг оказался без изысков традиционен: "Курильская земля - исконно русская земля!", а от президента потребовали соответствующих жестких заявлений. Неудивительно, что, как только сопровождающая Путина делегация разместилась в токийском отеле, перед ней немедленно развернулась демонстрация активистов ультраправых организаций, которые хором скандировали: "Иван, домой!".
Любопытно: и в той, и в другой акциях, по оценкам сил правопорядка, участвовало примерно по 300 человек.
Согласитесь, бывают странные совпадения. В данном случае возникает такое ощущение, что некие силы, которые норовят сорвать процесс улучшения российско-японских отношений, старательно дергают за невидимые ниточки:
Жизнь между тем не стоит на месте. И в том же Курильском заповеднике, который занимает добрых три четверти площади Кунашира, Шикотана и островов Малой гряды (общая территория - больше 65 тысяч гектаров), готовятся к совместным с японскими учеными экспедициям на следующий год. Такие полевые работы с участием исследователей двух стран проводятся регулярно с начала 90-х. Как правило, экспедиции носят комплексный характер, но бывают и специализированные - так, недавно японские и российские орнитологи с привлечением южнокурильских старшеклассников изучали повадки рыбного филина. А еще сотрудники заповедника очень надеются, что смогут собрать необходимые документы и добиться присвоения статуса всемирного природного наследия ЮНЕСКО для уникального кунаширского мыса Столбчатого. Ведь расположенный аккурат напротив японский полуостров Сиретоко таким статусом уже обладает.
...Напоследок - еще один штрих, особенно характерный для атмосферы последних дней. Лет десять назад, еще при жизни сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова, на юго-восточной оконечности острова Танфильева (самое "узкое" место между Россией и Японией) был установлен высокий православный крест. Говорят, он отлично просматривается с построенной на мысе Носсапу высоченной "Башни мира", откуда японцы любят смотреть на "северные территории". Крест устанавливали во второй половине 90-х, когда на островах было особенно тяжко (в прошлом номере "В" мы об этом писали), и местные жители тогда невесело шутили: "На Курилах поставили крест...".
Новое время - новые песни. В начале ноября рядом с крестом на острове, где, кроме погранзаставы, ничего и нет, закипело активное строительство. Возводили часовню, которую сперва построили в Южно-Сахалинске, затем разобрали на маркированные бревнышки и вместе с бригадой строителей перебросили на Танфильева. Сроки были жесткие: к началу визита российского президента в Японию часовня должна была стоять.
Я поинтересовался у Алексея Задирако: не боитесь? Примета-то не очень хорошая. Вон, Ишаев построил на "спорном" острове часовню, так "по самую часовню" острова и отдали. "Пусть и у нас "по самую часовню" отдают, - ответил Задирако, - мы же ее на береговой кромке строим".
Вчера перезвонил:
- Успели?
- Успели...
Владивосток - Южно-Сахалинск - Южно-Курильск - Владивосток
Редакция благодарит ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и его генерального директора Е. Н. Амбросова за помощь в организации командировки корреспондентов "В" на Южные Курилы.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"