Испанские мотивы в якутском антураже

То мрачная, то светлая романтика симфоний Брамса, пылкие, страстные испанские мотивы в произведениях Римского-Корсакова, Равеля, Хоакина Родриго: Владивостокские ценители высокого искусства классической музыки, в течение двух дней собиравшиеся в зале FESCO-холла, чтобы послушать Дальневосточный симфонический оркестр, получили истинное наслаждение от выступления этого коллектива. Гастроли оркестра во Владивостоке - событие по-настоящему масштабное, яркое.

18 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1855 от 18 нояб. 2005

То мрачная, то светлая романтика симфоний Брамса, пылкие, страстные испанские мотивы в произведениях Римского-Корсакова, Равеля, Хоакина Родриго: Владивостокские ценители высокого искусства классической музыки, в течение двух дней собиравшиеся в зале FESCO-холла, чтобы послушать Дальневосточный симфонический оркестр, получили истинное наслаждение от выступления этого коллектива. Гастроли оркестра во Владивостоке - событие по-настоящему масштабное, яркое.

Знатоки конечно же сразу отметили: за дирижерским пультом стоял не Виктор Тиц, а другой дирижер. Что случилось и почему такая замена?

Болезнь не интересуется планами людей и расписанием гастролей. Виктор Зигфридович Тиц, бессменный руководитель Дальневосточного симфонического, попал в больницу. Что делать? Отменять назначенные концерты, гастроли?

- Меня пригласили выступить с оркестром на концерте в Хабаровске 4 ноября, - рассказывает Сергей Разенков, главный дирижер Якутского театра оперы и балета (именно он стоял за дирижерским пультом во время гастролей во Владивостоке). - Несмотря на то, что это очень сложно - работать с уже готовой программой, многие произведения которой не были мне знакомы, я согласился. По двум причинам: во-первых, мне очень нравится то, что делает Дальневосточный симфонический, нравится сам коллектив, его творческий поиск, его стремление к постоянному совершенству. Во-вторых, так сложилась судьба, что я больше работал в театрах, поэтому дирижировать собственно симфоническими произведениями приходилось нечасто. Упустить такой шанс было бы неправильно.

Концерт в Хабаровске прошел с блеском. Сразу же после этого Сергея Алексеевича попросили поработать с Дальневосточным симфоническим еще - во Владивостоке.

- Мы с оркестрантами легко поняли друг друга, - говорит дирижер. - Играть такую великолепную, гениальную музыку - большое удовольствие, а если эту радость разделяют с тобой музыканты: Это праздник вдвойне. Брамс - эталон классической музыки, Равель, Светланов - просто великолепны.

Лично я люблю русскую классическую музыку, Бетховена, оперы Верди и Пуччини, Чайковского, все, что имеет яркую драматургическую окраску.

Сергею Разенкову не привыкать к трудностям и нестандартным условиям работы. Когда Якутский музыкальный театр сменил название и стал театром оперы и балета, пришлось менять и репертуар, и молодых певцов, музыкантов приглашать, а главное - стараться сочетать в репертуаре музыку оперную и опереточную, что совсем непросто.

- Часть труппы работала только в жанре музкомедии, - вспоминает дирижер, - и продолжала в нем работать, часть певцов была готова перейти на оперный репертуар. Спектакли ставились по паритетному принципу: половина классики, половина музыкальной комедии. Конечно, было сложно, работать в чистом жанре проще. Не нужно оперным певцам работать в оперетте, это утомляет голос, снижает его возможности, уменьшает диапазон. Кроме того, оперетта - это и танец, то есть требуется другое дыхание, другие артистические задачи: Состав оркестра, хора - все менялось. Сейчас наш театр на сто процентов соответствует своему названию - у нас 29 балетов поставлено (два из которых - "Лебединое озеро" и "Ромео и Джульетту" поставил маэстро Юрий Григорович), не все спектакли оперные даже успевают прокатываться:

Знаете, для меня было открытием, что в Якутии существуют такие уникальные, изумительные голоса. В нашем театре есть по-настоящему европейские голоса: редкой красоты бас, колоратурное сопрано, тенора: Труппа очень интересная и перспективная.

Мы стараемся чаще выезжать на гастроли, вот скоро едем в Китай, на целый месяц.

- А с Дальневосточным симфоническим вы планируете продолжить работу?

- Да, потому что мне очень понравился этот наш опыт совместной деятельности. Я чувствую острую потребность в исполнении симфонической музыки, а это сотрудничество дает такую возможность. Может быть, и во Владивосток еще приеду - с театром или оркестром. Очень бы хотелось:

Српавка "В"

Сергей Разенков, главный дирижер Якутского театра оперы и балета. Родился в Челябинске, окончил Уральскую консерваторию. Работал в театрах оперы и балета Карелии, Удмуртии, Челябинска.