Вячеслав СЕДЫХ: 'Университетский комплекс - будущее морского образования'
Обозначенная в России реформа системы образования, провозглашение президентом ряда национальных проектов, среди которых образование занимает одно из ведущих мест, - все это вновь привлекает внимание общества к проблемам высшей (да и не только высшей) школы.
Обозначенная в России реформа системы образования, провозглашение президентом ряда национальных проектов, среди которых образование занимает одно из ведущих мест, - все это вновь привлекает внимание общества к проблемам высшей (да и не только высшей) школы. Каким должен быть востребованный специалист завтрашнего дня, как необходимо вести его подготовку, чтобы соответствовать вызовам времени, какими критериями должны определяться взаимоотношения в системе государство-вуз-работодатель - эти и многие другие животрепещущие вопросы постоянно всплывают на повестку дня, оказываются в центре острой дискуссии.
Куда двинется дальше морское образование? Сумеет ли оно поддержать конкурентоспособность российского флота и флага? Об этом сегодня на страницах "В" размышляет ректор Морского государственного университета (МГУ) имени адм. Г. И. Невельского Вячеслав СЕДЫХ.
- ...Согласитесь, что развитие науки, образования, а значит, и высшей школы трудно описать линейными формулами. Скорее оно дискретно. Происходит накопление неких проблем, потребностей общества, после чего следует качественный рывок в их решении.
У нас, в истории морского образования на российском Дальнем Востоке было несколько таких "скачков", узловых моментов. Во-первых, это сам старт, который был дан 115 лет назад созданием во Владивостоке Александровских морских классов. Во-вторых, 1944 год, когда по решению советского правительства создается высшее инженерное морское училище. В третьих, год 1990-й - начало реформ, серьезных преобразований, в том числе и в образовательной сфере. Сегодня мы вновь стоим на пороге назревших качественных изменений. Век у нас с вами уже не индустриальный, а постиндустриальный. Любая отрасль человеческой деятельности базируется исключительно на знаниях. Самым главным становится образование.
Еще в 2000 году прошедшая у нас выездная коллегия Минтранса РФ приняла специальное постановление о развитии государственного морского университетского комплекса (ГМУК). За прошедшие 5 лет для реализации поставленной задачи создана основная база. (К слову, за эти же 5 лет принято 6 правительственных постановлений, посвященных созданию и функционированию ГМУКа.) Это был - да и остается - не простой путь. Создание такого, не имеющего отечественных аналогов комплекса предполагает параллельное решение нескольких задач. Это, в частности, включение в его состав ряда лицеев, центров довузовского обучения, морских колледжей и училищ, расположенных не только во Владивостоке, но и в Находке, Хабаровске, Благовещенске, на Сахалине. Мы преодолеваем многочисленные административные барьеры, предоставляем и обеспечиваем равные образовательные возможности, стремительно развиваем дистанционное образование, внедряем непрерывное образование: от начального через среднее к высшему и далее, включая в себя систему переподготовки кадров вплоть до докторантуры.
Одновременно происходило создание новых научно-образовательных структурных подразделений - таких, к примеру, как Институт защиты моря, Физико-технический морской институт, "плавучий" университет (на базе "Надежды"), и других; в нашей структуре сегодня действуют 12 институтов.
В это же время мы активно развивали и развиваем интеграционные процессы с Дальневосточным отделением РАН. В этом сотрудничестве - будущее. Ведь сегодня Мировой океан изучен и освоен куда меньше, чем ближний космос. Между тем, по единодушному прогнозу ученых, дать океан может больше, чем все сельское хозяйство планеты. А значит, это - перспектива цивилизации, и мы просто обязаны задуматься над подготовкой специалистов, отвечающих требованиям времени. Кстати специалисты здесь нужны более чем по 60 специальностям, причем не только по таким традиционным направлениям, как штурмана и механики, но и экологи, специалисты в области шельфовых разработок и так далее:
В силу специфики мы являемся как бы слугой двух господ - российского и международного образовательных стандартов. При всем моем уважении к сотням других, "береговых" специальностей, замечу все же, что вряд ли кто-то еще сталкивается с такой вполне регулярной и даже прозаической ситуацией, когда знания и практические навыки вчерашнего выпускника буквально через два-три месяца после начала самостоятельной работы могут быть подвергнуты тщательной проверке, скажем, в Японии или США, или Австралии, или еще в какой-то стране, занимающей далеко не последнее место на судоходной карте мира. Жестко соблюдая российский образовательный стандарт, мы ясно отдаем себе отчет, что должны готовить специалистов международного уровня.
На мировом флоте недостаток командных кадров в 2000 году составил 4 процента, а, по осторожным прогнозам, к 2010 году перевалит за 10 процентов. Т. е. востребованность наших выпускников (и так отнюдь не маленькая) существенно возрастет. Но мы ни на секунду не забываем, что являемся государственным образовательным учреждением и готовим специалистов в первую очередь для российского флага. А значит, перед всей обозначенной системой государство-вуз-работодатель встает вопрос: как создать привлекательный механизм, закрепляющий выпускника на отечественном флоте? Серьезнейший, на мой взгляд, вопрос, над которым нам всем предстоит много думать и работать.
По поручению российского правительства мы разработали и представили в верхние эшелоны власти целевую ведомственную программу по развитию морского образования на Дальнем Востоке России. Могу сообщить, что программа эта утверждена и передана для согласования и исполнения в Минфин и Минэкономразвития РФ.
Сейчас у нас наступил "момент истины", время очередного "узлового" поворота. И если мы промедлим, будет чрезвычайно сложно.
Да, у нас сегодня имеется современная техническая база, великолепные тренажеры. Но мы отлично понимаем, что этого задела хватит еще на 2-3 года, максимум на 5 лет. Стремительная автоматизация флота, обновление навигационных систем требуют и от нас не только поспевать за временем, но и обгонять его; ведь мы готовим специалистов на завтра.
Другой вопрос - кадры. Мы, безусловно, можем гордиться и гордимся нашим сегодняшним профессорско-преподавательским составом. Заботимся и о будущем: сейчас в МГУ им. адм. Г. И. Невельского готовятся к защите своих диссертаций порядка 200 аспирантов. Хорошая цифра. Но как потом удержать их в вузе, учитывая положение дел с жильем и зарплатой? Я убежден, что к решению задачи нужно подходить с государственной точки зрения, в одиночку высшей школе здесь справиться не удастся.
Вот поэтому-то 115-летие мы рассматриваем исключительно как повод для серьезного анализа сложившейся ситуации, возможность еще раз привлечь внимание и власти и общественности к проблемам и перспективам развития морского образования в регионе.
В крупнейшем на бассейне Дальневосточном морском пароходстве любят говорить: "Пока не высохнет Тихий океан, будет и ДВМП. А значит, можем добавить мы, будет сохраняться потребность в высокообразованных, квалифицированных кадрах океанского флота.
Эту задачу мы решаем уже больше века.
Автор: Записал Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"