Передавить поодиночке
Вчера в редакции газеты "Владивосток" состоялась пресс-конференция "запрещенных" туристических фирм с участием главы комитета по туризму администрации Приморья Сергея Пысина. Возмущения московским решением много, а вот конкретных встречных аргументов от самих "обездоленных" представителей турбизнеса, к сожалению, прозвучало мало.
Убойные цифры, пикантные моменты
Вчера в редакции газеты "Владивосток" состоялась пресс-конференция "запрещенных" туристических фирм с участием главы комитета по туризму администрации Приморья Сергея Пысина. Возмущения московским решением много, а вот конкретных встречных аргументов от самих "обездоленных" представителей турбизнеса, к сожалению, прозвучало мало.
По словам Сергея Пысина, позиция местных властей такова: лишить указанные 15 фирм возможности работать на российском рынке безвизового группового туризма - значит оголить 78 процентов рынка, поскольку именно такой объем работы закрывали эти компании. Так, например, только налогов эти компании заплатили за 10 месяцев 2005 года в размере 13,5 миллиона рублей, что составляет 31,7 процента от всего туристического рынка Приморья. "В штате этих компаний трудится 261 человек. Это те, кто уже может остаться без работы, - отметил Сергей Пысин. - Однако следует учитывать тот факт, что 261 - это те, кто работает непосредственно в фирмах. А ведь есть те, кто вовлечен в сферу работы с туристами: музеи, рестораны, перевозчики, - эту цифру можно умножить примерно на 10!". Также, по мнению администрации края, исключение в начале зимнего сезона крупных туроператоров наносит удар по всей туристической отрасли края, ставит под угрозу проведение новогодних туров в Китай, наносит экономический ущерб краю в целом. При этом - особо пикантный момент - краевые власти отмечают, что одна из основных причин, которую называют представители Федерального агентства по туризму, из-за которой сразу 15 фирм оказались "слабым звеном", - наличие нарушений в работе с иностранцами по визовому режиму по линии УВД и ФСБ, не выдерживает никакой критики. Все дело в том, что за все время существования Федерального агентства по туризму в адрес комитета по туризму администрации Приморья не поступало НИ ОДНОГО (!) письма, указывающего на наличие нарушений у турпредприятий края. Сергей Пысин подчеркнул, что губернатор Приморского края Сергей Дарькин планирует обратиться в Федеральное агентство по туризму с призывом пересмотреть спорный циркуляр.
А ну-ка подтверди!
Однако сами представители фирм оказались на пресс-конференции более чем скромными защитниками собственных интересов. Несмотря на то, что вопросы им задавались напрямую, предпочитали от прямых ответов на вопрос, кому нужен этот передел, уклониться. Из нескольких журналистских версий прямо не подтвердилась ни одна.
"Московская версия". Поскольку документ пришел из Москвы, естественно, возникает вопрос: а не московское ли лобби "продавило" в Приморье свой интерес? Казалось бы, это ключевая причина, сразу приходящая на ум. Ответа пока нет, как нет и подтверждений того, что местный рынок захватят москвичи. Сообщений о слиянии и поглощении наших турфирм московскими пока не поступало. А значит, версия не подтверждается.
"Приморская версия". Еще одну версию, правда, в "местном соусе", высказала представительница администрации Уссурийского городского округа Лидия Гавриленко. Посетовав на то, что от подобных "маневров" может пострадать экономика города, которая во многом содержится на деньги, поступающие от туризма, она высказалась так: "Нездоровая конкуренция". И впоследствии уточнила: "На местном уровне". В пользу этой версии говорит тот факт, что оставшиеся фирмы могут подхватить мощный поток туристов и разбогатеть. Но очевидная слабость этой версии: зачем? Мощностей других фирм едва ли на это хватит, тем более что рынок давно и успешно поделен. Например, компания "Интурист", работающая с 1929 года и тоже исключенная из списка, давно строит собственные гостиницы. Едва ли кто-то из местных стал бы с ней "бодаться". А если бы рынок и пытались переделить, то через местный "административный ресурс", без Москвы и без скандалов.
"Китайская версия". И наконец, пожалуй, самая оригинальная версия - все это выгодно Китаю.
Директор ныне "отмененного" ООО "Хасанинтур" Евгений Багрецов рассказал, что в Хасанском районе, который граничит с провинцией Цзилинь, всего два туроператора уполномочены заниматься безвизовым туризмом - "Беркут" и "Хасанинтур".
- Оба они попали в черный список, - констатировал Евгений Николаевич. - Дело в том, что китайские компании стремятся обслужить инфраструктуру всего потока китайских туристов: на российской территории строят свои гостиницы, свои рестораны, закупают свои автомобили для перевозки своих же сограждан. Мы были реальным барьером на этом пути. Сложно предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.
Правда, эта версия тут же вступила в противоречие с тем, что высказала директор фирмы "Эллипс-Тур" Елена Терещенко:
- Сложность состоит в том, что китайская сторона очень избирательно относится к своим партнерам по бизнесу. 22 ноября во Владивосток планирует приехать руководитель туристического департамента провинции Хэйлунцзян госпожа Ду, которая попытается разобраться в создавшейся проблеме, но уже сегодня китайские партнеры переполошились и не горят желанием приезжать. Вчера, например, пришло письмо - госпожа Ду интересуется, а может быть, ей не приезжать вовсе? Хотя бы на то время, пока все не уляжется...
В общем, пока трудно сказать, в чьих интересах было принято подобное решение. Ясно одно - если не будет команды из Москвы об отмене данного циркуляра, стоимость поездки в Китай однозначно подорожает. Пока безвизовая поездка стоила 100 долларов. А вот получение визы - еще 100. Насколько подорожает теперь поездка - вопрос, повисший в воздухе.
Показательно и другое: из 40 приморских компаний, работавших на китайских направлениях, "доступа к телу" лишены, казалось бы, всего 15. Но зато самых крупных, контролировавших более трех четвертей бизнеса. Передавить "мелюзгу" труда не составит...
Но какая бы версия ни было верной, Москва в очередной раз по-бандитски обошлась с Приморьем. Сначала придушила автомобильный бизнес. Теперь уничтожает "челноков", на очереди - сфера туризма, отношение к которой имеют несколько тысяч приморцев. Неужели аппетиту Москвы нет предела и она таким образом поедает не только Приморье, но и самое себя? Глупо убивать курицу, несущую золотые яйца. Опасно покушаться на интересы дальневосточников, и без того из-за тарифной и федеральной политики ставших персонами нон грата в собственной стране.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Татьяна ГРИГОРЬЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"