Цена падает вместе с запасами

Ни для кого не секрет, что основную прибыль государству и предприятиям приморских рыбаков приносят, в первую очередь, валютоемкие виды промысла - морской серый еж и краб (камчатский, опилио и другие виды). Какова ситуация с их объемами в дальневосточных водах, насколько мешает развитию цивилизованной добычи браконьерство, как этому потворствуют приемщики сырья в Японии и других азиатских странах?

9 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1849 от 9 нояб. 2005

Ни для кого не секрет, что основную прибыль государству и предприятиям приморских рыбаков приносят, в первую очередь, валютоемкие виды промысла - морской серый еж и краб (камчатский, опилио и другие виды). Какова ситуация с их объемами в дальневосточных водах, насколько мешает развитию цивилизованной добычи браконьерство, как этому потворствуют приемщики сырья в Японии и других азиатских странах?

Для начала стоит сказать, что состояние сырьевой базы является основой основ. В Японском море только прибрежное рыболовство, и общие объемы добычи здесь уступают показателям рыбалки в Охотском и Беринговом морях. В целом по бассейну хоть рыбных запасов и меньше, чем было десятилетие назад, но они позволяют нашим предприятиям и прибрежным поселкам развиваться. А вот ситуация с крабом и ежом у рыбаков вызывает огромную тревогу.

Меры предпринимаются самые разные, чтобы помочь пограничникам в защите биологических ресурсов в территориальных водах. На Хоккайдо отправляли представителя с надзорными функциями от Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. Крупные компании сами снаряжают суда и приглашают на борт инспекторов, которые дополнительно охраняют наиболее перспективные участки у побережья края. И все равно принятых мер недостаточно. Приморские рыбаки обратились в Генеральную прокуратуру России с просьбой провести собственное расследование хищнического разграбления морских богатств и того, при чьем попустительстве вывозятся за рубеж такие объемы серого ежа и краба.

Браконьеры вредят и сами себе. Несколько лет назад в Японии один килограмм краба продавался за 10-11 долларов США. Сейчас - только за  3-4 американских доллара...

Валерий КОБЛИКОВ, заведующий лабораторией промысловых беспозвоночных ТИНРО-Центра:

- В 40-е годы в Приморье, заливе Петра Великого, Татарском проливе добывалось до 6 тысяч тонн камчатского краба. В последние 10 лет запасы этого ценного вида резко уменьшились. В различных частях Японского моря его стало меньше в разы. Прежде всего это связано с браконьерством, большими объемами незаконного лова краба. Наиболее серьезное положение было отмечено в 2001 году. В связи с этим в 2002 году ТИНРО-Центр ввел запрет на промышленный лов камчатского краба в подзоне Приморского края. Действие запрета приносит свои положительные плоды, но до восстановления былой численности краба еще далеко. Сейчас его вылов ограничивается 100-160 тоннами для научных целей, главным образом с целью проведения мониторинга состояния запасов.

Законодательная база по борьбе с браконьерством могла бы давать эффективные результаты, необходимо только ее исполнять. Соблюдать правила рыболовства, контролировать экспорт морепродуктов. Япония вместе с Южной Кореей - основной рынок потребления краба. Большая польза для пресечения браконьерства будет, если японская сторона станет сообщать российской реальные объемы поставленного в страну краба. Тогда можно будет вычислить, сколько его продается по легальным, а сколько - по нелегальным каналам.

Кроме камчатского в наших водах обитает еще несколько видов краба. Состояние популяции красного стригуна хорошее, запасы его велики, и он с успехом промышляется нашими краболовами. Волосатый краб в подзоне Приморья никогда не выходил на первое место по вылову, его здесь просто мало (запасы находятся на среднем многолетнем уровне). Этот вид в подзоне Приморья к промыслу закрыт.

В сентябре во Владивостоке на втором Дальневосточном форуме рыбной отрасли губернатор Приморья Сергей Дарькин предложил полностью запретить вылов камчатского краба в дальневосточных водах. "Государству необходимо принять решение о прекращении его промысла  до восстановления запасов", - считает губернатор. Причем запрет должен действовать не менее пяти лет.

Евгений БОРИСОВЕЦ, заведующий лабораторией ресурсов беспозвоночных прибрежных вод ТИНРО-Центра:

- В Приморском промысловом районе в хорошем состоянии находятся запасы серого ежа. И уже не менее 10 лет этот объект является важным промысловым ресурсом для приморских компаний. Привлекает еж и браконьеров, хотя и в меньшей степени, чем камчатский краб. Главным рынком потребления икры серого ежа является Япония. В последнее время немного ее идет также на внутренний рынок. Для русских это деликатес. Поэтому, что касается внутреннего рынка, это прежде всего столица и наши дорогие рестораны.

Автор: Отделы специальных проектов и фотоинформации "В"