Требуется ясность мысли

Факт этот многократно подтвержден жизнью: в России много талантливых ученых и исследователей. Но нередко они не могут выйти на международный уровень в научном сообществе по формальной причине: новаторский взгляд есть, а вот навыка грамотно, строго в соответствии с законами жанра написать статью, изложить факты и мысли нет.

3 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1847 от 3 нояб. 2005

Факт этот многократно подтвержден жизнью: в России много талантливых ученых и исследователей. Но нередко они не могут выйти на международный уровень в научном сообществе по формальной причине: новаторский взгляд есть, а вот навыка грамотно, строго в соответствии с законами жанра написать статью, изложить факты и мысли нет.
Именно такая задача - научить писать научный текст грамотно, доказательно и по общепринятым международным правилам "игры" - стоит перед "Школой молодого автора", которая действует в России уже больше четырех лет.
Впервые она прошла и для молодых исследователей Дальневосточного региона. Провели ее Сергей ПАНАРИН, руководитель проекта и главный редактор независимого научного журнала "Вестник Евразии", и Виктор ДЯТЛОВ, координатор программы по Сибирскому региону.
Чем интересна школа? Какие самые интересные научные идеи она выявила за годы работы в России? Об этом рассказывает Сергей ПАНАРИН.

- Проблема наших молодых исследователей в том, что ни в одном вузе страны не преподается такая специальная дисциплина, как написание научной статьи, тогда как во многих университетах США один триместр обязательно посвящен этой дисциплине. Мы столкнулись с такой проблемой сразу, как начали издавать журнал: идеи у наших авторов, молодых ученых всей страны, - интересные, но очень многих приходилось переписывать! Так родилась "Школа молодого автора" - обучающий тренинг. В результате мы получили круг замечательных авторов. А российские вузы и наука вообще - интересных, оригинально мыслящих ученых, которые порой по-новому начинают осмыслять многие вещи в своих областях науки. Дисциплина изложения, которой мы учим, дает и ясность мысли. Принцип обучения - всего три часа лекций и максимум практических тренировок. Яркий заголовок, четкость структуры текста, разбивка на разделы, множество других деталей - всему этому можно и нужно обучиться. Убежден, в регионах нужны постоянно действующие такого рода школы, лучше всего на базе какого-то вуза. Мы для сотрудничества выбрали ВГУЭС, и результат оказался отличным.

- Сергей Алексеевич, "Школа молодого автора" оттачивает научные перья. Какие самые яркие идеи и статьи обогатили в результате журнал "Вестник Евразии" и отечественную науку?

- Одной из таких работ можно назвать исследование приморского ученого-историка, аспиранта Германа Дутченко. Он аргументированно доказывает, что опасность китайской экспансии со стороны сопредельных с Приморьем провинций сильно преувеличена. Поскольку южные районы Приморья достаточно плотно заселены российским населением, а в северные регионы китайцы и сами не стремятся.

"Вестник Евразии" - журнал об исторической и современной жизни в пространстве Евразии, примерно соответствующем пространству бывшего Советского Союза. Главенствующее положение в журнале занимают науки о человеке и пространстве его деятельности (социальная и культурная антропология, социология, история, политология, экономическая география и география образов и т. д.).

Другой автор предложил интересный взгляд, так сказать, на российско-японские отношения: взаимные образы японцев и русских в фольклоре наших народов. Кроме сказочных персонажей в русском бытовом обиходе есть такие выражения, как "японский городовой" или "япона мать". О нас в японском фольклоре представления тоже не слишком лестные, нередко сквозит образ врага...

Вот еще работа американского ученого Якоба Риги "Женщины и сексуальные стратегии: позор и насилие". Исследователь несколько лет прожил в Алма-Ате, в Казахстане, проанализировал ситуацию и вывел четыре таких стратегии: поиск работы, замужество, поиск спонсора, проституция. Ясно, что женщины постсоветского пространства испытывают сейчас острейшие социальные проблемы.

Словом, предметом исследования серьезного ученого с полным правом может стать обыденная действительность, если она научно осмыслена, подкреплена богатым фактическим материалом. И этому тоже учит наша "Школа молодого автора".

Справка "В"

Школа молодого автора работает в России с 2002 года. Учредитель - образовательно-исследовательский и издательский центр "Вестник Евразии" (г. Москва).
Центр издает также независимый научный журнал "Вестник Евразии". Финансируется программа за счет гранта Фонда Форда.
За годы работы школы прошли тренинги во многих городах России: в Пушкине, Улан-Удэ, Томске, Архангельске, Ульяновске, Иркутске и других. Обучение прошло более 300 молодых ученых. Как результат - успешная публикация научных работ в разного ранга научных журналах России и международного сообщества.
В качестве дальневосточного партнера ВГУЭС выбран не случайно: в вузе существует специально разработанная программа поддержки молодых ученых.