Дороги жизни
Двумя лидирующими по темпам роста отраслями экономики в Приморском крае считаются транспорт и связь - это неоднократно подчеркивал в своих публичных выступлениях губернатор Сергей Дарькин. Если же говорить конкретно о транспорте автомобильном, то на нем лежит не только экономическая, но и огромная социальная нагрузка. Именно с этого началась беседа корреспондента "В" с заместителем руководителя департамента транспорта администрации Приморского края Игорем Некрашевичем, поводом для которой стал День автомобилиста.
Двумя лидирующими по темпам роста отраслями экономики в Приморском крае считаются транспорт и связь - это неоднократно подчеркивал в своих публичных выступлениях губернатор Сергей Дарькин. Если же говорить конкретно о транспорте автомобильном, то на нем лежит не только экономическая, но и огромная социальная нагрузка. Именно с этого началась беседа корреспондента "В" с заместителем руководителя департамента транспорта администрации Приморского края Игорем Некрашевичем, поводом для которой стал День автомобилиста. Этот профессиональный праздник, как всегда, отметили в последнее воскресенье октября. Присоединившись к поздравлениям "коллег по цеху", Игорь Григорьевич рассказал о сегодняшних приоритетах краевых властей в области автомобильного транспорта.
О пассажирском транспорте
- Здесь сложно говорить о большом вкладе в экономику, хотя он, безусловно, присутствует. Главная задача пассажирских перевозок - удовлетворять потребности населения, то есть это социально направленная услуга. Должен отметить, что к настоящему времени организация перевозок как в городах и селах Приморского края, так и между ними стабилизировалась по сравнению с тем, что было десять лет назад, когда развалилась система муниципального пассажирского транспорта. На рынок пришли люди, которые, естественно, хотели получать прибыль, но не имели представления об особенностях рынка. Нам приходилось, как говорят, "приводить в чувство" этих предпринимателей, разрабатывать нормативную базу (принят и работает краевой закон о пассажирских перевозках). Руководители предприятий стали серьезнее относиться к своим задачам, уделяют внимание безопасности, комфорту, подготовке кадров. Главы муниципальных образований, со своей стороны, тоже следят за перевозками. К сожалению, пока часть этого рынка остается в налоговой "тени". Отчасти потому, что практически весь транспорт у нас иностранного производства, запчасти продаются и покупаются без всяких чеков, на "черном" рынке, и это создает возможность для недобросовестного декларирования своих расходов и доходов. Тем не менее нам удалось различными мерами переломить ситуацию, и если в 2004 году средняя зарплата на предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками, составляла 2 тысячи рублей, то сейчас уже выросла до пяти. Налоговые отчисления выросли вдвое, а подоходный налог, как известно, является одной из основных составляющих консолидированного бюджета Приморского края.
О тарифах на проезд
- К сожалению, нельзя сказать, что действующие тарифы на проезд в пассажирском городском транспорте экономически обоснованы. Топливо за год подорожало практически вдвое, следовательно, себестоимость перевозок тоже выросла примерно в полтора раза (горючее составляет около 40 процентов затрат). Цена проезда осталась на прежнем уровне - это составная часть нашей социальной политики. Но если неконтролируемый рост цен на ГСМ продолжится, мы завтра можем остаться без транспорта. Кроме того, в связи с тем, что наши предприятия в основном закупают подержанные южнокорейские автобусы, то из-за инициатив таможенников обновлять автопарк становится все дороже. Так что, видимо, тарифы будут расти, и наша задача - сделать их приемлемыми для населения.
В этом направлении многое уже сделано, тем более что после принятия федерального закона №122 (имеется в виду "монетизация льгот". - В. А.) правительство решило оказать регионам помощь. Сегодня мы перевозим льготников с 50-процентной скидкой, и на недавнем селекторном совещании министр транспорта России Игорь Левитин поставил Приморье в пример другим регионам. Помощь со стороны федерального центра не прекращается, так что льготники и дальше смогут ездить за полцены.
О грузовых перевозках
- Это "реальный сектор экономики", бизнес, делающий немалый вклад в доходную часть бюджета, но здесь вести учет и анализ очень сложно, потому что государство не регулирует этот сегмент рынка. Грузоперевозки больше не являются видом деятельности, подлежащим обязательному лицензированию. Впрочем, это не касается международных перевозок, где сохраняется серьезный государственный контроль. С помощью созданного в Приморском крае транспортно-логистического центра мы стараемся не уступить рынок международных грузовых перевозок Китаю. Здесь не все просто. Дело в том, что в этой области все полномочия находятся у министерства транспорта, а не у краевых властей, хотя в том же Китае функции давно переданы на региональный уровень. Приходится искать оптимальные и для федерального центра, и для зарубежных партнеров варианты. Еще несколько лет назад нам принадлежало 92 проц. рынка, сейчас несколько меньше - 85, но и это очень серьезный показатель.
В целом и у власти, и у представителей "реального сектора" есть общее понимание задач, стоящих перед транспортным комплексом, радуют и отношения с депутатским корпусом. В области грузовых перевозок нас сейчас сильно беспокоят дороги. У каждого участка трассы есть своя категория, которая определяет максимальную массу транспортного средства, имеющего право здесь двигаться. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы по нашим дорогам перемещалось как можно больше грузов. Проведенные проверки показали, что ряду участков присвоена категория, не соответствующая реальной грузоподъемности дороги, которая на самом деле больше. В этом случае нужно переводить дороги из одной категории в другую, параллельно усиливая дорожное полотно там, где это необходимо. Тогда их пропускная способность будет увеличиваться.
Об отношениях с федеральным центром
- В сентябре Владивосток посетила представительная делегация, в составе которой были министры экономического развития и торговли Герман Греф, транспорта Игорь Левитин, природных ресурсов Юрий Трутнев, ряд других высоких чиновников. В ходе переговоров с краевыми властями обсуждалась и работа автомобильных пунктов пропуска на границе Приморья и северо-восточных провинций Китая. Инфраструктура погранпереходов, мягко говоря, далека от идеала, хотя обустройство границы и пунктов пропуска на ней - прямая обязанность федерального центра. Мы побывали с руководителем Федеральной таможенной службы Александром Жериховым в Пограничном и показали ему контрастную картину: вот грузовой терминал, построенный на местные инвестиции, а вот пассажирский: Транзитный потенциал Приморского края нужно использовать по максимуму, а значит, все пункты пропуска должны функционировать быстро, четко и в круглосуточном режиме. Но для этого нужны капиталовложения. Еще до сентябрьского визита министров мы обращались в правительство с просьбой передать нам часть полномочий и разрешить вкладывать краевые средства в развитие приграничной инфраструктуры. Но в министерстве экономического развития и торговли посчитали, что это преждевременно. Тем не менее определенные надежды есть. Принято решение удвоить мощности порта Восточного, а это невозможно без модернизации как автомобильных дорог, так и пограничных пунктов пропуска. С растущим потоком грузов железная дорога не справится, значит, придется достраивать автотрассу Хабаровск - Находка. Это вполне реальная перспектива, и здесь мы надеемся на понимание и содействие федерального центра.
Автор: Записал Василий АВЧЕНКО, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"