Нападение на защиту

Летом этого года в следственном изоляторе (СИЗО) Владивостока Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУ ФСИН) ввели новую пропускную систему для лиц, работающих с так называемыми следственно-арестованными и осужденными. Если раньше адвокаты могли пройти через вахту, сдав служебное удостоверение и получив доступ в следственный кабинет, то теперь они должны сначала сдать удостоверение, потом получить документ в бюро пропусков (отстояв в очереди, разумеется) и только после этого попасть кабинет для общения с подзащитным.

1 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1845 от 1 нояб. 2005

Летом этого года в следственном изоляторе (СИЗО) Владивостока Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУ ФСИН) ввели новую пропускную систему для лиц, работающих с так называемыми следственно-арестованными и осужденными. Если раньше адвокаты могли пройти через вахту, сдав служебное удостоверение и получив доступ в следственный кабинет, то теперь они должны сначала сдать удостоверение, потом получить документ в бюро пропусков (отстояв в очереди, разумеется) и только после этого  попасть кабинет для общения с подзащитным.

Инструкция не для всех?

Но, как рассказал корреспонденту "В" президент Адвокатской палаты Приморского края Борис Минцев, на деле все обернулось очевидной дискриминацией адвокатов. Дело в том, что действие бюро пропусков, которое работает по инструкции Министерства юстиции РФ, распространяется только на адвокатов. Борис Минцев отмечает, что согласно многочисленным обращениям адвокатов следователи прокуратуры, милиции и ФСБ не стоят в бюро пропусков, а проходят напрямую в следственный кабинет. Поскольку из-за большого числа арестованных следственных кабинетов на всех не хватает, следователи занимают их первыми, и адвокатам приходится ждать по нескольку часов, пока кабинеты не освободятся.

Один из владивостокских адвокатов, пожелавший остаться неизвестным, рассказал:

- Я прихожу в изолятор к 8.15 утра, хотя бюро пропусков открывается в 9 часов. Стою в очереди, дожидаясь открытия, чтобы оказаться одним из первых. Подзащитный, как вы понимаете, у меня не один. Примерно в 8.45-8.50 подтягиваются следователи. В бюро пропусков они не стоят и проходят первыми, занимая кабинеты. Мне приходится ждать своей очереди, пока освободится следственный кабинет. Но если бы проблема заключалась только в ожидании: Помещение, в котором мы ждем, очень холодное. К тому же в 11.30 в СИЗО начинается обед, арестованных во время обеда не приводят. И только в 13, 14, а то и в 15 часов я могу получить время и место для общения! Почему получается так, что новая инструкция, с которой, кстати, ознакомлены все ведомства, причастные к работе в СИЗО, распространяется только на адвокатов? Неужели по-прежнему милиция и прокуратура главнее, чем защитники? Уголовно-процессуальный кодекс РФ гласит, что все участники процесса имеют равные права, но на деле получается так, что ФСИН - формально независимая от милиции и прокуратуры структура делает все, чтобы ухудшить нашу работу. Хотелось бы на этот вопиющий факт обратить внимание нового прокурора края Александра Аникина. Если это инструкция Минюста, пусть тогда в СИЗО постараются, чтобы документ был обязательным для всех участников процесса - и для милиции, и для прокуратуры, и для защитников.

Точка кипения

В минувший четверг в СИЗО произошел инцидент, побудивший адвокатов пойти на крайние меры. Когда в очередной раз работники следствия стали проходить в здание изолятора, минуя бюро пропусков, защитники начали возмущаться. Вышедший из здания высокопоставленный сотрудник СИЗО сказал: "А, адвокатишки! Стоите? Стойте, так вам и надо!". Данный инцидент был рассмотрен на совете адвокатской палаты в присутствии членов комитета по защите прав адвокатов Анатолия Лайкова и Александра Пожетнова (первый является вице-президентом АП ПК, второй - членом совета палаты), и было принято решение - с начала этой недели бойкотировать всю работу с подзащитными на территории СИЗО. Комитет по защите прав адвокатов намерен бороться за права защитников до конца. Вероятнее всего, адвокаты не войдут в СИЗО города до тех пор, пока на их проблему не обратят внимания в прокуратурах и федеральных судах.

Как отмечает Борис Минцев, работа его коллег с нынешним руководством владивостокского СИЗО по непонятным причинам постепенно переходит в неконструктивное русло. В бытность начальником СИЗО Аршака Кюляна, который ушел на пенсию пару лет назад, таких проблем не возникало. Наоборот - за адвокатами были закреплены 10 кабинетов из имеющихся 24, и никаких претензий у сторон друг к другу не было. Теперь же, с приходом нового руководства СИЗО, практика закрепления за адвокатами отдельных следственных кабинетов сошла "на нет". Представители комитета по защите прав адвокатов отмечают, что теперь все происходит с точностью до наоборот: в некоторые пустующие следственные кабинеты защитников не пускают, потому что помещения якобы "забронированы" работниками следствия! Будь это межведомственные "разборки" - один разговор. Проблема же в том, что из-за новой инструкции страдают арестованные, некоторые из них, вполне возможно, еще и будут признаны судом невиновными.

Еще один пункт претензий, на который обращают внимание адвокаты: нередки случаи, когда в СИЗО к обвиняемым и подсудимым не пускают нотариусов для переоформления имущества. Доходит до того, что с разрешения судьи подсудимый подписывает нотариально заверяемые документы прямо в "клетке" зала для судебных заседаний. И все это, как отмечает Минцев, происходит только во Владивостоке. В уссурийском СИЗО подобных фактов не отмечено, и работе адвокатов там никто и ничто не препятствует.

Закон о помощи - пока формальность

Есть у приморских адвокатов и еще одна проблема. Принятый 28 сентября этого года краевыми депутатами закон "Об обязательствах Приморского края по обеспечению права граждан РФ на получение юридической помощи", согласно которому малообеспеченным жителям Приморья должна предоставляться бесплатная помощь, на деле носит весьма размытый характер. До сих пор непонятен механизм применения нового закона. Как отметил Борис Минцев, пока нет прописанного порядка, как, где и в каком размере адвокаты будут получать компенсацию за свою работу с малообеспеченными гражданами. А поскольку порядка обращения за компенсацией нет, то нужен будет еще один правовой акт, который расставит все по местам: куда и с какими документами должен обращаться защитник, отстаивающий интересы своего безденежного клиента. Правда, несмотря на все возникшие вопросы, с началом ноября в порядке эксперимента адвокаты Приморья открывают офисы во Владивостоке, куда малообеспеченные граждане могут обращаться за бесплатной юридической помощью, наряду с территориальными адвокатскими образованиями. Один офис будет находиться на Светланской, 39, второй - на Посьетской, 24. "Мы будем работать в этом направлении и, несмотря на временные трудности, не отказываемся от своих обязательств", - подытожил наш разговор руководитель Адвокатской палаты Приморского края.

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"