Логика переходного периода
Словосочетание "реформа местного самоуправления" (МСУ) прочно вошло в нашу жизнь вместе с закреплением в официальном языке таких понятий, как городской округ, муниципальный район, сельское и городское поселение. Для жителей наиболее крупных городов края, муниципалитеты которых получили статус городских округов, изменения оказались не столь видимыми. Но остальное население Приморья, проживающее в 145 поселениях, уже прочувствовало на себе поступь реформы в полной мере.
Словосочетание "реформа местного самоуправления" (МСУ) прочно вошло в нашу жизнь вместе с закреплением в официальном языке таких понятий, как городской округ, муниципальный район, сельское и городское поселение. Для жителей наиболее крупных городов края, муниципалитеты которых получили статус городских округов, изменения оказались не столь видимыми. Но остальное население Приморья, проживающее в 145 поселениях, уже прочувствовало на себе поступь реформы в полной мере.
Напомним, что сама реформа состоит из нескольких этапов. Еще до принятия 131-го федерального закона, по которому данная реформа и проводится, большинство регионов последовательно и на всех уровнях выступало против проведения данной реформы в оговоренные в законе виде и сроки. Центральная власть доводы регионов не послушала, и последним ничего не оставалось, как выполнять требования федерального законодательства.
В 2004 году Законодательное собрание Приморского края совместно с краевой администрацией вело работу по наделению статуса и определению границ муниципальных образований. Итогом этой работы стало 32 краевых закона. В крае стало 22 муниципальных района, в составе которых находятся 145 городских и сельских поселений, 10 городских округов и два ЗАТО, которые по своему статусу приравнены к городским округам. Как видно по результату, приморские власти очень дальновидно придерживались точки зрения, что не нужно сильно увеличивать численность поселений. Хотя жители не всех сел и поселков поначалу соглашались с этим. Зато сегодня, когда уже понятны полномочия и их финансовая обеспеченность, с мест уже раздаются предложения об уменьшении численности поселений, т.е. объединении некоторых поселений.
В 2005 году пришло время формировать органы власти вновь образованных муниципальных образований. Приморье стало одним из первых в России регионов, где прошли соответствующие выборы. Закон №131 обязывал провести выборы до 1 ноября, мы их провели 29 мая. В этом вопросе позиция депутатов и администрации была единой - чем раньше провести выборы, тем больше времени будет для обучения глав и депутатов поселений.
И уже сразу после выборов Законодательное собрание Приморского края организовало серию выездных семинаров по всем муниципальным районам. Исключение составил лишь Надеждинский район, где поселенческие выборы по просьбе самого района прошли в октябре. Соответственно семинар для них решили провести 1 ноября. Таким образом, краевые депутаты встретились с органами власти поселений всех муниципальных районов, обеспечили их пакетом нормативных и типовых документов, оказали необходимую консультационную поддержку. Однако данная работа продолжится и в дальнейшем. Семинары - это лишь начало тесного и постоянного взаимодействия между Законодательным собранием и муниципальными районами и городскими округами.
Кстати, вся эта большая проделанная работа и позволила приморским депутатам достаточно жестко высказаться по планам федеральной власти отложить практический этап реформы МСУ до 1 января 2009 года. Реакция приморских законодателей на противоречивость в действиях российского парламента в части практической реализации реформы МСУ была однозначной: сразу после первого чтения упомянутой поправки в Госдуме председатель ЗС ПК Сергей Сопчук заявил, что "Приморский край готов к реализации практического этапа реформы местного самоуправления с 1 января 2006 года. Оснований откладывать дату начала реализации 131-го закона в Приморье нет. Проблемы, конечно, есть, но они будут и через два, и через три года, поэтому нет смысла проблемы откладывать, их нужно решать".
Приморских депутатов поддержали и коллеги-муниципалы. Благодаря созданному запасу времени появилась возможность изучить ситуацию в приморской глубинке. Приморские законодатели убедились в том, что вновь избранные главы и депутаты хотят работать, нужно лишь помочь им в реализации этого желания. Выдвижение кандидатов, избрание глав и депутатов органов поселенческого уровня вызвало всплеск общественной активности там, где она долго не была востребована и где жизнь всего сложнее. Этот потенциал сотен неравнодушных людей нельзя было перечеркнуть или отменить.
В конечном счете в октябре президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в статьи 83 и 85 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ряд других федеральных законов, позволяющих регионам переходить на новую систему самоуправления по мере их готовности к ней, вплоть до 1 января 2009 года. Изменения устанавливают, что в переходный период порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений определяется законами субъектов РФ, и органы местного самоуправления муниципального района могут самостоятельно решать эти вопросы.
На октябрьской сессии ЗС ПК по предложению краевой администрации оформило решение о начале практического этапа реформы местного самоуправления в Приморском крае с 1 января 2006 года в виде принятия в первом чтении соответствующего краевого законопроекта. Перечень полномочий, передаваемых для поселенческих муниципалитетов, содержится в законопроекте "О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период", который внесла администрация Приморского края в ЗС ПК накануне его заседания 26 октября.
На своем брифинге сразу после этого заседания председатель краевого Законодательного собрания Сергей Сопчук заявил: "Реформа местного самоуправления будет осуществляться в Приморском крае с 1 января 2006 года. На октябрьской сессии Законодательного собрания в первом чтении принят законопроект, определивший правила, по которым наши муниципальные районы и поселения будут жить в ближайшие три года. В течение этого трехлетнего переходного периода могут быть корректировки в плане увеличения или уменьшении числа полномочий в зависимости от того, как с ними будут справляться на местах. По федеральному закону у нас есть право определять индивидуально по каждому поселению число полномочий, но по предложению губернатора был составлен общий для всех поселений перечень полномочий. Всего их, как известно, 27, из них на уровень муниципальных районов передается пять полномочий, которые самим поселениям выполнять пока не под силу. Это, во-первых, формирование, утверждение и исполнение бюджетов городских и сельских поселений. Во-вторых, установление, изменение и отмена местных налогов. В-третьих, вопросы жилищно-коммунального хозяйства поселений, газо- и электроснабжение. В-четвертых, содержание и строительство автомобильных дорог и, в-пятых, обеспечение малоимущих граждан жильем.
Для нас очень важно будет проверить, как будут реализовываться оставленные за поселениями полномочия. В ближайшее время - в ноябре мы проведем совет по местному самоуправлению при ЗС ПК, куда входят все председатели представительных органов власти муниципальных районах. Мы уже обратились письменно ко всему муниципальному депутатскому корпусу края с просьбой дать свое видение реформы: вводить или не вводить, в рамках каких полномочий? Мы проведем анализ этих предложений и с ним выйдем на совет по местному самоуправлению".
В рамках трехлетнего переходного периода законодатели готовы применить дифференцированный подход к каждому поселению: более подготовленным нужно дать больше полномочий, менее подготовленным - меньше. При этом необходимо учитывать мнение новых органов местного самоуправления и жителей поселений и понимать, что только на этом уровне власти можно предметно решать вопросы комфортного проживания в конкретных населенных пунктах. Президент или губернатор не должен быть в ответе за каждую текущую крышу или не подвезенный вовремя уголь, это уровень компетенции местной власти.
Что касается самого больного вопроса - финансирования оставленных к исполнению полномочий, то здесь переходный период тоже дает возможность для решения проблемы. Вышестоящие бюджеты проявляют традиционное недоверие к нижестоящим: федеральный - к бюджету субъекта РФ, региональный - к муниципальному. По мере того, как низовой уровень власти проявляет свою ответственность и рациональность в бюджетной политике, а в стране и крае появляется все больше денег, это недоверие может уступить место повороту бюджетных потоков внутрь, в глубь системы управления, ближе к населению. Не исключено, что ЗС ПК будет ежегодно корректировать краевой закон о переходном периоде в сторону увеличения полномочий для тех или иных муниципальных образований Приморья.
Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"