Дунька - сестра и конкурент Суньки
Шесть тысяч бутиков, рестораны, гостиницы, сауны и эскалаторы ожидают туристов из РФ буквально в нескольких метрах от китайско-российской границы. Если приморцы когда-нибудь и поедут в Китай на личных автомобилях, то в первую очередь - сюда, в приграничный торговый комплекс Дуннин, который со всей возможной в Азии помпой открылся на китайской стороне погранперехода "Полтавка".
Шесть тысяч бутиков, рестораны, гостиницы, сауны и эскалаторы ожидают туристов из РФ буквально в нескольких метрах от китайско-российской границы. Если приморцы когда-нибудь и поедут в Китай на личных автомобилях, то в первую очередь - сюда, в приграничный торговый комплекс Дуннин, который со всей возможной в Азии помпой открылся на китайской стороне погранперехода "Полтавка".
Целый торговый город площадью 220 тысяч квадратных метров (плюс 150 тысяч квадратных метров складских помещений и гостиничные площади) отстроен в стиле "китайский хай-тек" за полтора с небольшим года. Работы на приграничном пустыре начались 28 апреля прошлого года, а неделю тому назад, 18 октября, здесь открылась Международная российско-китайская ярмарка. Подобные профильные ярмарки предполагается в будущем проводить каждые два месяца. Мэр Дуннина товарищ Сунь Юн Сянь на церемонии открытия выразил уверенность, что это крупнейший торговый центр на российско-китайской границе. В отличие от другого, несколько более известного в Приморье проекта ПТЭК "Пограничный - Суйфэньхэ", строительство которого ведется с участием российских инвесторов и конца ему пока не видно, в Дуннине обошлось инвестициями исключительно с китайской стороны. Точнее, со стороны господина Тэн Шу Синя из провинции Шаньдун, уже отстроившего крупные оптовые рынки в Гуанчжоу, Циндао и Янтае. Он вложил в этот проект более 650 млн. юаней и готов довести размер инвестиций до 1,1 млрд. юаней за счет возведения жилого комплекса для торговцев и обслуживающего персонала. При этом г-н Тэн рассчитывает окупить свои вложения за 10 лет.
Российское участие на первом этапе строительства ограничилось политической составляющей: при входе в Дуннинский мегамаркет гости могут увидеть фотографии приморского губернатора Сергея Дарькина, посетившего стройку зимой этого года. Почетным гостем на церемонии открытия стал председатель Законодательного собрания Сергей Сопчук, возглавивший делегацию Приморского края в составе председателей ряда комитетов и депутатов ЗС ПК. Политическая составляющая весьма немаловажна в этом проекте: во-первых, из-за планируемой второй очереди комплекса (промышленного комплекса на российской стороне погранперехода "Полтавка"), во-вторых, из-за твердого намерения китайцев обеспечить россиянам максимально облегченную процедуру въезда, в том числе на личном автотранспорте, как в Забайкалье, для чего нужны дополнительные межправительственные согласования. Уже сейчас здесь не требуется предварительное оформление визы - всем приехавшим россиянам обещают оформить многократную визу КНР в течение получаса.
Если этим "глобалистским" планам удастся осуществиться, то новая торговая зона сможет, пожалуй, составить реальную конкуренцию своей старшей "сестре" - входящей в состав Дуннинского уезда бывшей бедной приграничной деревеньке Суйфэньхэ, за какой-то десяток лет выросшей в 100-тысячный город благодаря ввезенным российскими "челноками" рублям и долларам. Им же Суйфэньхэ обязан своим ласковым прозвищем Сунька. Но торговцам из Дуннина предстоит еще адаптироваться к российским вкусам и запросам, чтобы удостоиться аналогичного свойского наименования Дунька. Пока что первые посетители комплекса не в восторге от ассортимента и цен. Оно и понятно - дуннинский мегацентр построен прежде всего как оптовый рынок. Другое отличие - планируемое привлечение торговцев и товаропроизводителей из Приморья, для которых зарезервировано 300 бутиков на первом этаже здания "А".
Для россиян предусмотрены значительные льготы, заявил мэр Дуннина. Например, арендная плата для них впятеро меньше, чем для китайцев, - от 700 до 100 долларов США в год за 20-метровую торговую площадь, а налоговые платежи и вовсе нулевые. Однако при открытии в российском секторе было пустовато - компанию тысячам китайских арендаторов составили пока что лишь торговцы минеральной водой из приморских недр. Хозяева центра ожидают, что российские предприниматели займутся здесь ресторанным делом (китайцы ценят русскую, кавказскую, узбекскую и прочие наши кухни), торговлей мясными, кондитерскими и прочими продуктами питания, ювелирными изделиями.
Этот скромный в общем-то перечень дополнили представители российской делегации. Осмотрев многочисленные павильоны, они высказали свои пожелания об увеличении доли промышленной составляющей, в том числе российского или совместного производства. Как отметил председатель ЗС ПК Сергей Сопчук, предприятия совместного производства помогут насытить приграничный рынок продукцией глубокой переработки древесины или рыбопродукцией, которой так богато Приморье. Следующим необходимым шагом, считают депутаты нашего Законодательного собрания, должно стать упрощение посещения нашими туристами приграничных комплексов, чтобы это можно было бы сделать на своих автомобилях или рейсовым автобусом, например, "Покровка - Полтавка" при наличии лишь загранпаспорта.
Еще дальше готова пойти китайская сторона: руководство провинции Хэйлунцзян предлагает не только ускорить разработку концепции торгово-промышленного комплекса "Полтавка - Дуннин", включая статус особой экономической зоны, но и проект железной дороги "Дуннин - Уссурийск". Оно бы, конечно, хорошо, поскольку обеспечит тысячи новых рабочих мест приморцам. Но в администрации края охлаждают пыл вдохновителей этой экспансии: при нынешнем объеме грузопотока недостатка в железных дорогах Приморье не испытывает, но если китайская сторона сможет обеспечить дополнительные объемы грузов, то российская рассмотрит возможность строительства новой ветки.
Что касается автомобильного международного сообщения, то в Приморье помимо политических препятствий в виде МИД обеих стран усматривают еще и техническую - необходимость для начала реконструировать мост через пограничную речку Гранитную. И здесь нет проблем как раз у китайцев, готовых, как представляется, строить что угодно и где угодно. А россиянам еще нужно обеспечить федеральное софинансирование, которое никак не предусмотрено в бюджете РФ 2006 года, по крайней мере.
Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток", Александр МАСЛЯНКО (фото), специально для "В"