Таможня "поздравила" приморцев

Многодневные протесты у здания Дальневосточного таможенного управления, обещания депутатов и представителей краевой администрации защитить права приморцев, продолжающаяся проверка законности действий таможенников прокуратурой Приморского края - все это, видимо, мало повлияло на позицию руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова. В интервью, опубликованном в официальном органе правительства РФ "Российской газете" вчера, 25 октября (вот уж достойный подарок к Дню Приморского края, а также к Дню таможенника!), главный таможенник страны пообещал, что разработанные в ДВТУ мини-каталоги, действие которых сейчас приостановлено, обязательно заработают. Причем еще до Нового года.

26 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1842 от 26 окт. 2005

Многодневные протесты у здания Дальневосточного таможенного управления, обещания депутатов и представителей краевой администрации защитить права приморцев, продолжающаяся проверка законности действий таможенников прокуратурой Приморского края - все это, видимо, мало повлияло на позицию руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова. В интервью, опубликованном в официальном органе правительства РФ "Российской газете" вчера, 25 октября (вот уж достойный подарок к Дню Приморского края, а также к Дню таможенника!), главный таможенник страны пообещал, что разработанные в ДВТУ мини-каталоги, действие которых сейчас приостановлено, обязательно заработают. Причем еще до Нового года.

Льгот не будет

- Никакой политики! - считает Александр Жерихов. - В таможенных органах Дальневосточного региона ежегодно оформляют около 30 проц. всех автомобилей, которые ввозятся на территорию России. Понятно, что такое количество машин самим дальневосточникам ни к чему. Ясно и то, что недобросовестные импортеры, используя теневые схемы, переправляют авто в центр, в Сибирь, на Урал. Ежегодные потери федерального бюджета при этом составляют около 130-150 миллионов долларов США. А "теневики" не хотят лишаться огромных незаконных прибылей, которые получают от неуплаты таможенных платежей.

Так что им есть за что биться и подстрекать граждан к выходу на улицы. Но люди должны понять: деньги, утаенные недобросовестными импортерами от бюджета, это, в сущности, недоплаченные пенсии и зарплаты тем же дальневосточникам. В европейской части нашей страны уже давно сформировалась практика пользоваться при оформлении автомобилей "ценовыми" каталогами. Теперь очередь дошла до Дальнего Востока.

В начале октября во Владивосток экстренно прибыл первый заместитель Жерихова Владимир Шамахов и пообещал разобраться. В результате действие мини-каталогов было приостановлено на неопределенный срок, что дало повод для победных настроений...

- СМИ неправильно интерпретировали слова Владимира Шамахова, - заявил Александр Жерихов "Российской газете". - Он говорил не об отмене, а о приостановлении действия данного мини-каталога. Позиция ФТС была и остается неизменной - введение мини-каталога является правомерным шагом. Но предложенная Дальневосточным управлением методика по некоторым параметрам будет доработана. После согласования цен с производителями планируется включить в каталог все автомобили японских и корейских торговых марок, ввозимых на Дальнем Востоке. Надеемся, что это произойдет до Нового года.

К идее ввести на Дальнем Востоке льготные правила импорта некоторых товаров генерал-полковник таможенной службы Александр Жерихов относится резко отрицательно...

- Сегодняшняя таможенная политика не предусматривает индивидуальных и региональных льгот. Представьте, что на Дальнем Востоке действительно будет введен льготный таможенный режим. Да сюда со всей страны "сбегутся" фирмы, чтобы зарегистрироваться в этом регионе. Другое дело - создать особые экономические зоны. Закон есть. Если уж пользуются на Дальнем Востоке таким спросом японские автомобили, почему бы Законодательному собранию, руководству края, бизнесу не выйти с предложением организовать в рамках такой зоны сборочное производство популярных у населения японских и корейских машин? Такие автомобили будут гораздо дешевле импортных.

Догнать и перегнать Туркмению

Для того, чтобы раскачать лодку, требуется совсем немногоСлова Александра Жерихова лишний раз подтверждают, что Москва и Владивосток существуют в разных измерениях. Дальний Восток, отрезанный от западной части страны транспортными тарифами, решил выживать по-своему, тесно сплетаясь с экономиками соседних Китая, Кореи и Японии. Однако федеральному центру это не всегда нравится. И если до этого можно было поверить, что разработка мини-каталогов - не более чем местная инициатива ДВТУ, то после публикации интервью Жерихова ясно: речь идет о целенаправленной политике вытеснения подержанных японских иномарок с российского рынка.

В необходимости борьбы с "серыми схемами" никто не сомневается. Но это никоим образом не объясняет предложенную таможней переоценку "японок". Реальная стоимость подержанных автомобилей - вовсе не секретная информация, статистика аукционных сделок доступна в Интернете. Изменение методики расчета таможенной стоимости не основано ни на чем, кроме желания государства получать больше платежей. Иначе совершенно непонятно, почему автомобиль, продающийся в Японии, к примеру, за 5 тысяч долларов, облагается пошлиной так, как если бы он стоил семь. Слова Жерихова о создании сборочного производства даже комментировать не хочется. На новые иномарки у подавляющего большинства приморцев просто нет денег. Речь идет именно о подержанных, покоривших автомобилистов Дальнего Востока и Сибири в силу не только своего отличного качества, но и доступной цены.

Недавние намеки президента страны об опасности правого руля, обещание главного госавтоинспектора России Виктора Кирьянова "продавить" через Госдуму запрет на импорт праворулек, теперешние заявления Жерихова (спасибо ему за откровенность!) - звенья одной цепи. Видимо, все движется к тому, чтобы "догнать и перегнать" на этот раз такие государства, как, например, Туркменистан, где запрещен не только ввоз, но и эксплуатация правого руля. Единственной и очень слабой надеждой остаются слова Александра Жерихова о "доработке методики". Но вряд ли этим стоит обольщаться.

Сегодня состоится заседание Законодательного собрания Приморского края, на котором депутаты намерены выслушать руководство ДВТУ и дать свою оценку действиям таможни (до сих пор законодатели, за единственным исключением, стояли на стороне автомобилистов). Вот хороший шанс для депутатов, а также для администрации края, Приморской прокуратуры, которая ведет проверку деятельности ДВТУ, наконец, для правозащитных организаций, чтобы доказать приморцам свою профессиональную состоятельность. Иначе, после громких заявлений о недопустимости ущемления интересов граждан, доверие ко всем этим институтам окажется сильно пошатнувшимся.

А пока словесные баталии продолжаются, на приморских авторынках опять начнется ажиотаж. По всей вероятности, автомобили подорожают немедленно, еще до прояснения ситуации с пресловутыми мини-каталогами.

Тем временем...

Антикоррупционная коалиция Приморского края решила обратиться в краевую прокуратуру с просьбой провести новую проверку действий ДВТУ. Речь идет об изменении порядка таможенного оформления "непроходных" (старше семи лет) грузовиков. До сих пор приморец мог раз в год привезти грузовик любого возраста для своих личных целей (доказательством наличия таковых служила справка о владении земельным участком и частным домом). Теперь необходимо, во-первых, отправляться за таким автомобилем в Японию лично, во-вторых - предоставить ряд новых документов о том, что ни сам импортер, ни его семья не являются предпринимателями и не владеют другой грузовой техникой. Изменение схемы вызвано необходимостью бороться с "серыми" схемами, когда "непроходные" грузовики ввозились на подставных лиц, а после льготного оформления на таможне перепродавались. Антикоррупционная коалиция Приморского края обратилась в ДВТУ с просьбой разъяснить, на каком основании порядок был изменен. Ответа не последовало, и поэтому АКПК приняла решение подключить к делу прокуратуру.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"