Грузят по-взрослому

Антикоррупционная коалиция Приморского края и правозащитная организация "Свобода выбора" обратились к начальнику Дальневосточного таможенного управления Эрнесту Бахшецяну с открытым письмом.

21 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1840 от 21 окт. 2005

Антикоррупционная коалиция Приморского края и правозащитная организация "Свобода выбора" обратились к начальнику Дальневосточного таможенного управления Эрнесту Бахшецяну с открытым письмом.

Разработка "мини-каталога", повышающего таможенную стоимость подержанных легковых "Тойот" и "Мицубиси", вызвало в начале октября вал акций протеста. В итоге было решено действие каталога приостановить и подождать заключения как ФТС, так и прокуратуры Приморского края, ведущей собственную проверку. Между тем за этим скандалом осталось практически не замеченным другое нововведение, касающееся таможенного оформления грузовиков, ввозимых приморцами из Японии для личного пользования. Именно этой инициативе и посвящено упомянутое выше письмо.

Из неофициальных источников нам удалось узнать следующее. Вплоть до конца сентября приморский землевладелец мог раз в год привезти из Японии грузовичок для личных (не коммерческих!) целей и "растаможить" его на льготных условиях. Даже так называемые непроходные автомобили (то есть старше семи лет, попадающие под запретительные ставки пошлин) можно было переместить через границу без особых проблем и сравнительно дешево - предъявив справку о владении земельным участком и частным домом. Правда, в этом случае размеры и назначение техники были ограничены: "под справку" разрешалось привезти только обычный бортовой грузовик снаряженной массой (не путать с грузоподъемностью) до пяти тонн, не какой-нибудь рефрижератор или самосвал. Тем не менее льготой пользовались достаточно широко. Нередко грузовики везли целыми партиями на подставных лиц: после таможенного оформления автотранспорт ставился на учет, тут же снимался с него и перепродавался дальше. Подобную схему хорошо знали не только бизнесмены, но и правоохранительные органы. Так, например, летом в Находке было возбуждено четыре уголовных дела за уклонение от уплаты таможенных платежей (коммерсант Б. по доверенности растаможил четыре грузовика на имена разных землевладельцев, после чего переоформил технику на себя).

Решив прикрыть эту лазейку, таможня и ввела новые правила. Теперь получить право на льготный ввоз гораздо сложнее. Во-первых,  землевладелец должен лично приобрести в Японии машину, то есть предъявить декларацию и отметку в паспорте о пересечении границы. Во-вторых - представить справки о том, что ни он, ни члены его семьи не владеют другими грузовиками, а также не являются индивидуальными предпринимателями. Кроме того, при ввозе грузовика для личных целей запрещается его отчуждение в течение двух лет.

В письме начальнику ДВТУ секретарь Антикоррупционной коалиции Приморского края Виталий Береговский и президент "Свободы выбора" Владимир Литвинов просят разъяснить, на каком основании и каким документом произведено "изменение порядка таможенного оформления грузового автотранспорта, ввозимого на таможенную территорию РФ для личных целей", то есть насколько легитимны новые требования, с которыми неожиданно столкнулись импортеры. Авторы письма заявляют, что их дальнейшие действия целиком зависят от ответа таможенников.

Желание государственных структур устранить "черные" и "серые" схемы, которыми пользуются коммерсанты, вполне понятно. Непонятно другое: почему нельзя все разъяснить заранее, а не ставить людей перед фактом? Несложно предсказать новую волну общественного возмущения, тем более что "наезды" федерального центра на импортеров японских автомобилей в этом году отличаются небывалой регулярностью. А проигрывают от всех новшеств не только недобросовестные коммерсанты, но и рядовые покупатели, а также (в данном случае) те, кто действительно желает привезти подержанный грузовик для личных целей.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"