Лаовай под шанхайским соусом
С Ульяной Мечейко мы не виделись ровно год. Прошлой осенью в такие же пронзительно ясные дни она уезжала в Москву, в "Лабораторию моды Вячеслава Зайцева". Дел у нее было невпроворот: сдавала последние тексты в глянцевый модный журнал, где работала в то время стилистом, созванивалась с манекенщицами, организовывала съемки моделей для фотосессии. И даже при такой гонке оставалась верной себе: доброжелательный взгляд серо-зеленых глаз, негромкий, неспешный голос, распущенные по плечам светлые волосы убраны под косынку.
С Ульяной Мечейко мы не виделись ровно год. Прошлой осенью в такие же пронзительно ясные дни она уезжала в Москву, в "Лабораторию моды Вячеслава Зайцева". Дел у нее было невпроворот: сдавала последние тексты в глянцевый модный журнал, где работала в то время стилистом, созванивалась с манекенщицами, организовывала съемки моделей для фотосессии. И даже при такой гонке оставалась верной себе: доброжелательный взгляд серо-зеленых глаз, негромкий, неспешный голос, распущенные по плечам светлые волосы убраны под косынку.
Буквально на днях Ульяна вернулась в родной Владивосток. Она пришла в редакцию с дипломом от Славы Зайцева, где стоит пять с плюсом, ее новая специальность - дизайн костюма. С ноутбуком, в памяти которого сегодня спрессованы 12 прожитых месяцев: сотни снимков с подиума, эскизов - все это ее потрясающе интересная шанхайская коллекция.
На самой гостье - никакого навороченного прикида: джинсы, ботинки (парусина, комбинированная с кожей), на голове - оранжевая бандана с рисунком в технике сибори. Выделялся разве что черный трикотажный жакет, украшенный мягкими фигурными "складками" (Ульяна его шила к зачету). Но в этой "простоте" - свой собственный стиль, такой узнаваемый и притягательный.
- Ульяна, первый вопрос, понятно, о Вячеславе Зайцеве, его знаменитой лаборатории. Как тебе удалось туда попасть?
- "Удалось попасть", наверное, не совсем точно сказано. С одной стороны, все просто - оставляешь свою анкету и ждешь приглашения. С другой - берут туда действительно не всех (при том, что обучение стоит недешево - 4000 евро), окончательное решение принимает сам Вячеслав Зайцев после личного собеседования. На наш курс приняли 20 человек. Лаборатория не имеет государственного статуса, хотя работает по международному образцу.
Вообще с Вячеславом Михайловичем мы познакомились десять лет назад во Владивостоке, на фестивале моды "Пигмалион": я, тогда студентка ВГУЭС, была в числе участников, он - в жюри. Все это время старалась не пропускать фестивали моды, последние два года приезжала в Москву на конкурс профессиональных модельеров им. Ламановой, который проводится в Доме Славы Зайцева уже 12 лет. Уверена, бывать на таких знаковых показах просто необходимо, если собираешься работать профессионально.
Моя первая вузовская специальность - конструктор швейных изделий, но так сложилось, что я занималась в области моды чем угодно, но только не этим. Работала в вузовском центре моделирования, как дизайнер - в одной из частных компаний, как стилист и автор статей - в журнале.
Что касается "Лаборатории моды Вячеслава Зайцева", конечно, была о ней наслышана, но она воспринималась как недосягаемая мечта. Два года назад я оставила там свою анкету, год назад получила приглашение. Рискнула. И не пожалела. Спасибо, семья поддержала: муж, мама, папа, брат. И финансово, и морально. Очень кстати оказались деньги, отложенные на ремонт квартиры, - все пошли в дело. Помимо платы за обучение нужно было еще снимать жилье, покупать ткани для коллекции. Так я на целый год стала студенткой.
- И чему научилась за это время?
- Не посчитайте нескромной - думаю всему, что можно знать в этой области. И дело здесь не только в методике конструирования или макетного моделирования.
Потом само общение с Вячеславом Михайловичем. Лекции он не читал, но находился в курсе всех наших дел, постоянно бывал в лаборатории (ей отдан целый этаж в его Доме моды на проспекте Мира): хвалил, распекал, давал советы. Помимо учебы, которой по большому счету были отданы не только пять дней в неделю, но и все выходные, мы посещали все показы мод, прежде всего те, которые устраивал Вячеслав Зайцев.
- В твоем дипломе международного образца стоит пятерка с плюсом. Что сие значит?
- Наверное, это эмоциональная составляющая оценки. Должна сказать, что такой чести были удостоены на курсе три человека. Мою дипломную коллекцию "Лаовай под шанхайским соусом", которая состояла из 13 моделей, похвалили за профессионализм. К тому же, мне кажется, эта тема пришлась по душе самому Вячеславу Михайловичу, который в этом году впервые побывал в Китае и вернулся оттуда в полном восторге.
- Почему все же Шанхай?
- Так сложилось, этой зимой у меня была возможность провести неделю в этом необыкновенном городе (впервые я побывала там два года назад по приглашению деловых партнеров). Там я очень кстати купила для дипломной коллекции хлопчатобумажные ткани с ручной набивкой, в том числе в технике сибори, которая вообще-то считается японской и довольно распространена в странах Юго-Восточной Азии (к слову, моя новая косыночка тоже из этой "оперы"). Но прежде всего меня интересовали колорит и качество материала. Мои московские преподаватели позже признались: боялись, что привезу традиционные китайские шелка с драконами, но я их не разочаровала. Правда, сама фактура тканей, когда начала работать, тоже стала диктовать свои "условия", так что первоначальный замысел шанхайской коллекции пришлось несколько изменить. Но это нормально.
Из аксессуаров выбрала крохотный сундучок, старинной работы китайские монеты - из них получились прекрасные украшения. При разработке своей дипломной коллекции, несмотря на ее восточный колорит, я все же использовала европейский крой. Плюс - много новых элементов ручной работы.
- Известно, что в этом году ты побывала с деловой поездкой еще и в Японии?
- Буквально за месяц до окончания учебы в "Лаборатории моды Вячеслава Зайцева" поступило предложение из Китая сделать пилотную серию промышленных моделей для японской торговой компании на трикотажной фабрике в Шанхае . Для этого мы сначала отправились в Токио на выставку. Там заказали сырье, фурнитуру. Я разработала эскизы. Потом было полтора месяца напряженной работы.
- Что сейчас модно в Японии?
- Русские мотивы. Новая коллекция называется "Из России - с любовью". Все журналы моды пестрят заголовками: "Ледяная принцесса", "Красная площадь". Безумно популярен дореволюционный дворянский, боярский стиль - с набивным жаккардом, макраме, а также мотивы русских сказок. В моде - каракуль (им украшают даже сапоги), каракульча, меховые жилетки и шапки, кепки.
- А в Москве какие дизайнерские имена сегодня самые интересные?
- Те, что известны не только в столице, но и за границей. Это "Nina & Donis", дизайнерский и супружеский союз. Они выпускают одежду не только для шоу, но и для бизнеса. Маша Шароева очень интересно работает, ее дизайн интернационален, она выпускница зайцевской лаборатории. Лена Макашова со своим брендом "Ширпотреб". Коллекции очень чистые, хорошо узнаваемый стиль. Часто ее модели можно увидеть на дикторах центрального телевидения. У нее есть свой магазин в Москве.
Понятно, что основные тенденции моды идут к нам из Европы, но у России есть своя ментальность, и поэтому должен быть свой стиль. Рано или поздно мы все равно поймем, что нужно одеваться у своих дизайнеров.
- Что в этом плане можешь сказать о Вячеславе Зайцеве?
- Вячеслав Михайлович - это уже явление в нашей жизни. По нему нельзя судить о тенденциях в моде, это все равно что "от кутюр". В этом сезоне, думаю, он должен быть счастлив, потому что и на Востоке, и на Западе необычайно популярен русский стиль. Как раз последняя его коллекция была выдержана в стиле роскошной Руси: великолепные ткани, кутюрные отделки, вышивки, опушки мехом - как раз то, что сейчас очень актуально.
- Насколько успела заметить, свой имидж за этот год, всецело отданный высокой моде, ты нисколько не изменила. Я не ошибаюсь?
- Действительно, это так. Разве что сбросила несколько килограммов. Учеба - очень эффективный способ похудеть. К тому же она почти не оставляет свободного времени для себя. Самая ходовая моя одежда в течение года - джинсы, свитер, футболки. Слегка разнообразили ее мой зачетный жакет, корсет и маленькое черное платье (открою секрет, я его сшила из трех футболок на манекене за 2 часа).
Вообще у меня такая позиция: если дизайнер выглядит как дизайнер - значит или у него много свободного времени, или это необходимо для промоушена, себя иногда надо позиционировать. Но все же джинсы остаются моей любимой дизайнерской вещью. Это очень удобно.
- Ты занимаешься только женскими моделями, а мужа "одеваешь"?
- Он приверженец полуспортивного стиля кэджуал, поэтому я помогаю ему выбирать некоторые вещи. Муж очень хорошо к этому относится. Конечно, он, наверное, был бы не против одеваться более креативно, но иногда на это не хватает времени, иногда - денег, иногда просто в этом нет необходимости по роду занятий - он связан с деловым миром.
- Ульяна, а что ты собираешься делать со своей дипломной коллекцией, которую из Москвы повезла в Японию, потом в Китай и вернулась с ней на родину?
- Главное, что я наконец-то ее отсняла. Причем сделала это уже во Владивостоке. Вместе с прекрасным фотографом Леонидом Якушевым мы нашли подходящий фон в квартале бывшей китайской Миллионки, который чем-то напоминает Шанхай. Я подобрала манекенщиц.
Некоторые вещи начала носить сама - надо же дизайнеру иногда прилично одеваться. Если найдутся желающие купить коллекцию - сопротивляться не буду, вещи должны жить своей жизнью.
- Какие у тебя планы на будущее? Не собираешься открыть собственное дело во Владивостоке?
- Это нереально. В Москве свое дело открывают те, у кого есть возможности финансовых вливаний, это бизнес для удовольствия, который могут себе позволить либо очень состоятельные дамы, либо те, кто нашел богатых спонсоров, способных вкладывать большие деньги, не думая при этом о быстром их возврате. Ведь это не нефтяные деньги. Хотя во всем мире фэшн-индустрия стоит на четвертом месте после наркотиков, оружия и фармацевтики. У нас все наоборот. К тому же это очень долгий путь. Единственное, что остается, - отправляться "наемником" за границу. Пока другого выбора нет. Дальше жизнь покажет:
Лаовай под шанхайским соусом
Ингредиенты. Возьмите лаовай - белую европейскую женщину, жгучую страсть к путешествиям, колорит Шанхая, смешайте практичность с экстравагантностью, тщательно взбивая, добавьте легкой небрежности.
Для соуса вам понадобятся: улочки старого Шанхая, небоскребы, антикварные лавочки, ткани ручной работы, жасминовый чай. За пять минут до готовности приправьте все это здоровым оптимизмом, чувство юмора по вкусу. Приятного аппетита!
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"