Нашей 'нефтью' станет хоккей!
Приморский край активно готовится к реализации проектов, мероприятий и законов социально-экономического плана, большинство из которых имеет федеральный характер. Как они продвигаются сегодня, губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН рассказал в эксклюзивном интервью газете "Владивосток" и "Общественному телевидению Приморья".
Приморский край активно готовится к реализации проектов, мероприятий и законов социально-экономического плана, большинство из которых имеет федеральный характер.
Как они продвигаются сегодня, губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН рассказал в эксклюзивном интервью газете "Владивосток" и "Общественному телевидению Приморья".
Многие чиновники не хотят учиться...
- В последнее время Приморье вызывает повышенный интерес федеральных структур. Приезжали три министра во главе с Германом Грефом, представители Совета Федерации и Госдумы и даже Высшей квалификационной коллегии судей. Чем вызвана активность Москвы?
- Если говорить по существу, это обыкновенная чиновничья работа, которую министры нормально выполнили в соответствии с поручением президента об ускоренном экономическом развитии территории Дальнего Востока. Мне очень приятно, что министры работают не только в пределах Садового кольца, но и все чаще - на Дальнем Востоке. Думаю, итогом работы в Приморском крае они остались довольны. Нельзя утверждать, что все вопросы повестки дня сняты, но улучшение качества чиновничьей работы различных ветвей власти налицо. Мы свидетели начала длинного пути по реформированию государственной власти в России. Полагаю, главная проблема на сегодня в стране - уровень управленческой работы. Не всегда и не везде чиновники, наделенные властью, качественно выполняют свою работу. На это влияет множество причин. Одна из них заключается в том, что у людей при должностях просто не хватает знаний. На дворе - XXI век, объем информации постоянно увеличивается, следовательно, надо перманентно заниматься учебой. Очень многие чиновники, к сожалению, не хотят учиться. Да, проблема для нашей страны, и как только мы ее решим, станем жить лучше. Убежден, что Россия на рубеже XXI и следующего веков, а может быть, и раньше, станет самой богатой страной мира. Для этого есть все предпосылки. Макроэкономический анализ, который сегодня есть в наличии, показывает: темпы роста, стратегия социально-экономического развития позволяют рассчитывать на успех. Но прежде необходимо провести ряд очень серьезных реформ. Наш президент данным вопросом сейчас интенсивно занимается.
- Сергей Михайлович, прирост объема валового регионального продукта (ВРП) в январе - августе 2005 года в Приморье составил почти 6 процентов. Это много или мало?
- Сегодня Приморье по экономическим показателям идет немного выше, чем движутся все российские регионы в среднем. Хочу при этом заострить внимание на том, что в крае нет нефти и газа, на чем, собственно, больше всего зарабатывает наша страна. Динамика говорит о том, что экономическая модель, которую мы формируем в Приморском крае, эффективна. Я думаю, в ближайшее время заявленные нами проекты начнут давать мультипликативный эффект. И не на 6 процентов - гораздо больше. Кстати говоря, в Приморском крае из 145 миллиардов рублей выпущенной продукции 25 процентов произведено предприятиями малого и среднего бизнеса. В среднем по России подобный, к слову, очень важный, показатель составляет лишь 14 процентов. Когда я сказал об этом Грефу, он ответил, что в любом случае надо стремиться к "мировым стандартам", увеличив данную цифру еще в два раза. Однако еще раз отмечу: без наличия нефти и газа 6 процентов ВРП - весьма неплохой рост.
Мост на остров Русский начнется с Золотого Рога
- Один из животрепещущих вопросов, обсуждавшихся во время приезда федеральных министров, - создание особых экономических зон. Будет ли представлен в данной реформе Приморский край? Какого профиля комплексы (производственные, внедренческие или рекреационные) мы можем предложить?
- ...Мы, разумеется, ознакомили Германа Оскаровича со всеми нашими отраслевыми программами, их 14, и предложили несколько мест для особых экономических зон. Почему так осторожно об этом говорю? Потому как все механизмы функционирования данных зон, технико-экономические обоснования в Москве еще подробно не подготовили. Думаю, как минимум одна экономическая зона будет работать в Приморском крае. В качестве варианта - торгово-экономический комплекс на границе с Китаем. В добавление ко всему необходим новый закон, касающийся внедрения порто-франко. Для данной роли в Приморье подходит порт Восточный.
Абсолютно уверен, что у нас получит развитие и рекреационная зона - остров Русский. Подготовлен документ по развитию территории со сметой в 2 миллиарда долларов. Кстати говоря, здесь "прилагается" один из инфраструктурных проектов - мост на остров Русский. Сегодня мало кто верит в озвученную идею, но тем не менее: Мы начали готовить технико-экономическое обоснование под инвестирование строительства моста, в следующем году закончим проектирование и начнем работы. Сооружение пройдет сначала над бухтой Золотой Рог, а затем - с Чуркина на остров Русский. Вот такая хорошая новость для жителей Первомайского района города Владивостока. И не только. Хочу в свою губернаторскую бытность завершить задуманное.
- Еще один из ближайших проектов - океанариум. В связи с трагической гибелью академика Касьянова, который был "локомотивом" строительства, кто продолжит дело со стороны науки? Ведь поручение президента должно быть выполнено...
- К сожалению, недавно мы все понесли большую утрату. Уверен, что в институте, в котором трудился академик Владимир Леонидович Касьянов, найдутся сподвижники, которые продолжат его работу.
В данный момент заканчивается проектирование. Весь процесс курирует федеральное унитарное предприятие при Управлении делами президента. По моей информации, тендер на выполнение работ выиграла одна из лучших специализированных фирм из-за рубежа.
- На недавней конференции стран - участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по транспорту во Владивостоке вы упомянули, что Восточный порт рассматривается в качестве основной точки для перевалки грузов из стран АТР. Более того, там же запланировано создание крупного логистического центра...
- Приморский край, как известно, - ворота в Азию, и мы здесь во многом несем национальную миссию. Поэтому недавно нами сформулированы стратегические планы развития портов в Приморском крае с точки зрения развития международных транспортных коридоров. В их число входит и коридор "Восток - Запад".
Так вот, будущее, полагаю, за дальнейшим развитием узкоспециализированных портов. Угольных, контейнерных терминалов, портов по перевалке генеральных грузов и так далее. Кстати, там же должна быть развита сеть припортовых железнодорожных станций, иначе мы далеко не продвинемся. С учетом всего ранее перечисленного, появился очень важный документ: план развития портов и железнодорожной инфраструктуры в Приморском крае. Сегодня мы хорошо понимаем, какие порты получат дальнейший толчок.
Узкоспециализированные терминалы - мировая тенденция. Опыт показывает, что в данном случае существенно удешевляется обработка грузов, соответственно, увеличиваются объемы перевалки. Аналогичная позиция и у Министерства транспорта России. Я не хочу сказать, что Владивостокский морской торговый порт при такой схеме не будет развиваться. Они вправе поменять технологию, но расширение портовой территории им не светит. Глубоко убежден и буду отстаивать свою точку зрения: Владивосток должен расти как город для комфортного проживания - чистый воздух, минимум промышленности. Здесь должны остаться места для отдыха, для яхт-клубов, студенческих городков и объектов, привлекательных для туристов.
Кстати говоря, я был в свое время инициатором переброски из Владивостока военных арсеналов. Пользу, думаю, уже ощутили, особенно если сравнить с тем, что сегодня происходит на Камчатке. А гарнизонам вполне подойдет приморская глубинка - там есть, где развернуться тем же военным складам.
- Сергей Михайлович, в связи с китайским проектом "Новый шелковый путь" под вопросом оказалась транзитная база Транссиба. Реально ли конкурировать с китайцами?
- Мы пока что в состоянии переваливать по Транссибу до 2 миллионов тонн контейнеров. С темпами роста в 20 процентов годовых, которые на сегодня имеем, есть возможность работать в течение 7 лет. Дальше - встанем. Итак, за 7 лет Транссибу необходимы перевооружение и модернизация. У ОАО "РЖД" есть для того инвестиционные ресурсы. Другой вопрос, если мы не форсируем продвижение транзитного коридора "Восток - Запад", который проходит через Владивосток, китайцы в сжатые сроки построят железную дорогу через Великий шелковый путь. Все предпосылки имеются. Тысячи лет назад товар доставлялся на верблюдах, теперь же с помощью новой железной дороги соседи отрежут от транспортных коммуникаций весь Дальний Восток. Вопрос - не в наших транспортных возможностях, а в инфраструктуре: начиная с отлаженной работы таможни и пограничников и заканчивая Российской транспортной инспекцией. К сожалению, инфраструктуры, что есть в Приморье, крайне мало. Сегодня нет оборудованных пунктов на пограничных переходах. Там действуют только частные компании, государство отстранилось. Вот она, проблема, о которой я говорил недавно министру экономического развития.
Приморцы прочувствовали ситуацию на себе. Между тем любой житель края должен беспрепятственно на собственном автомобиле, минуя пограничный переход, посещать Китайскую Народную Республику. Положим, поехала на машине семья в Суйфэньхэ. Там остановится в гостинице. Супруга пойдет по магазинам. Муж, допустим, попьет пива. И вместе без проблем вернутся через границу домой.
- Давняя ваша идея...
- Что же мы имеем на сегодня? На пунктах перехода вакханалия. Постоянно ищут контрабандистов... По этой причине страдает большинство - нормальные жители Приморского края. Никаких очередей на границе не должно быть в принципе, в злободневном вопросе пора ставить точку. Межправительственные соглашения и развитие межграничной инфраструктуры - прерогатива Москвы. Думаю, мы постараемся, чтобы федеральные структуры вплотную занялись обозначенной проблемой.
- Нефтепровод "Восточная Сибирь - порты Тихого океана". Вокруг него хватает разговоров, но когда же в Приморском крае приступят к делу?
- Абсолютно точно конечной точкой проекта станет Приморский край. Думаю, с Нового года начнем работать. Впрочем, больше всего волнует не сама "труба", а что будет при ней. Одно дело - просто точка отгрузки сырой нефти, и совершенно другое - развитие сопутствующих производств: нефтепереработки, нефтехимии. Я лично занимаюсь проработкой данного вопроса. По всему ясно, что приход нефтепровода означает смену точек роста в экономике Приморского края. Получим новые рабочие места, значительно увеличим валовой региональный продукт, налоги; диверсифицируем производство.
Хотел бы отметить следующее: сегодня в Приморском крае 98 процентов предприятий работает, что называется, в полновесном рынке. Да, в Приморье еще остались заводы, которые работают не на полную мощность, есть и такие, что вынуждены в новых условиях перепрофилироваться. Но это уже полностью рынок. Надеюсь, в ближайшее время мы сможем значительно увеличить объем выпускаемой продукции.
Зиму "отменим". Но не за счет населения
- Однажды вы "отменили" зиму. Как будет на этот раз?
- Честно говоря, не смотрел еще внимательно прогноз на зиму (обычно пользуюсь несколькими источниками). Но то, что наше жилищно-коммунальное хозяйство на сегодня лучше готово к зиме, чем в предыдущие 4 года, очевидно. Конечно, мы не застрахованы от мелких локальных проблем, но к текущим ситуациям готовы полностью. Созданы специальные бригады, подготовлена техника для автономной выработки электроэнергии. Закладываем на зиму необходимые запасы угля. Считаю, что мы создали эффективную систему теплоснабжения.
Но пока что нам не избежать дотационных вливаний в отрасль. Так, при повышении цен на мазут (а рост цен на жидкое топливо фиксировался в стране за последнее время не один раз) край, соответственно, должен был поднять тарифы для населения на 42 процента. Поэтому администрация вышла в Законодательное собрание с инициативой увеличить дотации на тепло до 2 миллиардов рублей. Тариф, таким образом, повысился для населения лишь на 10 процентов. Разницу в 32 процента мы дотируем из краевого бюджета. Перед нами стоит очень большая проблема. Я обращался к президенту по этому поводу. Надеюсь, что часть денег, а недавно мы еще и 600 миллионов дополнительно выделили для закупки мазута, федерация нам компенсирует. Хотел бы подчеркнуть: мы пошли на такой беспрецедентный шаг, чтобы снизить населению непосильную финансовую нагрузку. 25 процентов от общего уровня доходов в семье - максимально, что может потянуть население, остальное должно платить государство.
Актуальная тема - будущая работа муниципалитетов. Нельзя не коснуться введения нашумевшего федерального закона № 131, в котором идет речь о новом механизме работы местного самоуправления. В Приморском крае будем вводить закон в действие, за исключением некоторых полномочий, которые оставим у себя. В том числе жилищно-коммунальный комплекс.
"Мой преемник растет..."
- Перейдем к политике. Сергей Михайлович, совершенно свежий президентский законопроект, согласно которому кандидатуру губернатора сможет представлять президенту победившее в законодательном органе субъекта федерации партийное большинство. Как вы оцениваете данную инициативу?
- В принципе, законопроект поддерживаю, так как он демократичен. Партия, имеющая большинство, достойна того, чтобы выдвигать губернатора. В том числе Приморского края. Хочу сразу сказать, что на третий срок идти не собираюсь. Сделаю все, что запланировал, а после должен прийти другой человек, нормальный управленец. Подчеркну: тот, кто положен по закону.
- Он уже родился?
- Как человек, прошедший школу реального сектора экономики и государственного управления, не сомневаюсь. Скажем так, человек растет.
- А почему не хотите на третий срок идти? Устали?
- Нет, не устал. Другие люди тоже должны иметь возможность показать, на что способны. Поэтому двух сроков для губернаторства достаточно.
- Как относитесь к идее вернуть губернаторов в Совет Федерации?
- Очень сложный вопрос. Присутствует некоторая боязнь. Будет ли работа губернатора в Совете Федерации эффективна?! С другой стороны, при подобном варианте я мог бы принести еще больше пользы для нашей страны и для Приморского края. Конечно, в таком случае придется дополнительно заниматься очень большим объемом работы. Не каждый губернатор потянет. К тому же появится необходимость создавать еще одну команду - для работы в Москве. Так что вопрос остается спорным.
- Существует ли в Приморском крае конструктивная оппозиция, к которой вы прислушиваетесь?
- Оппозиция, конечно, существует. Именно поэтому она конструктивная. Просто она незаметна для приморцев. Все привыкли, что если оппозиция, то это флаги на улицах, крики, выплеснутая из стаканов вода, как однажды было, драки: Вот это как раз демагогия - люди зарабатывают себе личные очки перед избирателями. При всем при том как профессионал, как губернатор могу сказать: в крае действует конструктивная оппозиция, которая отстаивает свои интересы. Мы очень плодотворно сотрудничаем. Бывает, идем на уступки. Случается наоборот: оппоненты принимают наши условия.
Считаю заслугой своей команды то, что за последнее время мы смогли создать в Приморье площадку для конструктивного диалога. Хотя не так просто все далось. Считаю себя абсолютным демократом, не терплю насилия над личностью. Наверное, потому что был воспитан в общепризнанных правилах и стараюсь им всегда следовать. Буду защищать демократию до тех пор, пока нахожусь на этом месте, и после того, когда уйду.
- На какой электронный адрес можно написать губернатору Приморского края, чтобы задать вопрос, высказать свою точку зрения на те или иные проблемы?
- Адрес остался прежним: gubernator@primorsky.ru.
Приморский рецепт - в комфортности проживания
- Ваш лозунг "Нам здесь жить" в свое время подразумевал концептуальный смысл. Тем не менее в Приморье хватает демографических проблем. Какие меры принимаете, чтобы избежать оттока населения?
- За 4 года мне удалось более чем в два раза снизить общую убыль населения в Приморском крае. В целом смертность уменьшается, рождаемость увеличивается. Но отток, действительно, еще есть. Раньше данная динамика составляла до 10 тысяч человек в год. Сегодня показатель составляет 4,5 тысячи, что уже можно назвать прогрессом.
Проблему во многом формирует оторванность жителей края от столицы, от родственников при фантастических ценах на авиационные перелеты. 26 тысяч рублей - минимальная стоимость билета туда и обратно до Москвы. Средняя зарплата в крае - около 9 тысяч. Во все времена ситуацию такого масштаба могло разрешить только государство, у субъектов федерации элементарно не хватит средств. Очень болезненная тема, которую в любом случае нам предстоит решать.
Второе, что очень важно, - комфортность проживания. Чтобы в домах всегда были горячая вода, тепло, свет. Чтобы приморцы имели любимую работу при большой зарплате, ездили по хорошим дорогам, ходили по безопасным улицам, получали приличное образование, без проблем пользовались услугами здравоохранения. Это все мы обязаны сделать в ближайшее время.
Хоккейный ...субъект федерации
- Сергей Михайлович, в России вас уже успели назвать "самым спортивным губернатором страны". Профессиональные команды по баскетболу и футболу намерены выступить в элите отечественного спорта. Есть ли у вас планы создать еще один коллектив высшей лиги?
- Во-первых, вот-вот "Луч" должен выйти в премьер-лигу чемпионата страны по футболу. Я на это очень надеюсь, как и все болельщики, поддерживающие нашу команду. Сейчас мы подводим итог многолетней совместной работы администрации Приморского края, тренерского состава, игроков команды, которые действительно показывают профессиональную игру. Я уверен, что и в следующем году "Луч-Энергия" станет крепким орешком для таких именитых команд, как ЦСКА или "Локомотив". Чем отличаются приморские команды от всех остальных, так это сильным командным духом. Конечно, здесь нет таких звезд, как бразилец Карвалью в ЦСКА, но проблемы нашим соперникам в высшем эшелоне обеспечим - гарантирую! Задача, которую буду ставить перед приморскими командами в высшем эшелоне, - выйти в европейские кубки и занять место не ниже пятого. Как видите, мы не должны останавливаться на достигнутом результате. Все это делается для того, чтобы показать молодежи, куда надо стремиться.
Кстати, Приморский край может похвастать и успехами в массовом спорте. В 2005 году Приморский край занял 7-е общекомандное место на Всероссийской спартакиаде учащихся среди 89 субъектов федерации. Это классический показатель здоровья наших будущих поколений. Будущего нации. Надеюсь и на то, что приморские спортсмены, гребцы, легкоатлеты представят нашу страну на Олимпийских играх в Пекине.
Следующая задача - Приморье должно стать хоккейным субъектом федерации. Недавно встречался в Москве с председателем Госкомспорта, известным в прошлом российским хоккеистом Вячеславом Фетисовым. Просил его помочь нам с консультациями относительно игроков, тренерского состава. С тем, чтобы через пять лет вывести нашу хоккейную дружину в суперлигу. Под поставленную задачу сегодня в крае строится система ледовых дворцов. Первый из них откроем в конце года в Уссурийске. Кроме того, заканчиваем проектную документацию по спортивно-концертному комплексу в городе Владивостоке. Далее возведем спортивно-ледовый дворец в Большом Камне. Три круглогодичных комплекса станут основой для профессиональных и любительских команд.
- И все-таки осилить финансовое бремя в главных лигах страны - задача непростая. Кто поможет с ней справиться?
- Сегодня мы гордимся деловыми партнерами, которые вкладывают в Приморье деньги в профессиональный и массовый спорт. Назову такие крупные компании, как ДВЭУК, "Евразхолдинг", порт Восточный, "Владхлеб", ТУРНИФ, "Ролиз", находкинская БАМР, "Аквалайн" и другие. Компании инвестируют средства в рамках социального партнерства. Причем бизнес не выделяет деньги в счет налогов. И налоги в казну выплачивают, и дополнительно помогают спорту. Это говорит о том, что роль предпринимательства в социальной жизни края существенно возросла. Люди, которые занимаются большим бизнесом, малым или средним, - это в основе своей граждане, которые никуда отсюда не уедут. Они здесь состоялись. И им уже не безразлично, что будет происходить в Приморском крае в ближайшем будущем.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО и Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"