И все-таки Перевозная!
Напряженная ситуация, искусственно созданная вокруг проекта строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозной, получила наконец-то конструктивное развитие.
Напряженная ситуация, искусственно созданная вокруг проекта строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозной, получила наконец-то конструктивное развитие.
Проект строительства терминала и особенно вопрос о его конечной точке активно обсуждается на всех уровнях.
Проблемы и перспективы строительства трубопроводной системы и нефтеналивного терминала активно обсуждались и на I Международном экономическом конгрессе, прошедшем 27-28 сентября в Хабаровске. К конструктивному диалогу с представителями компании "Транснефть" активно подключились представители различных международных организаций и компаний.
Надо сказать, что проекты подобного масштаба давно не реализовывались на территории нашего края. Да, строительство сопряжено с определенным риском. Но "сегодняшние технологии обеспечивают достаточную безопасность объекта", считают представители крупной японской нефтяной корпорации "Мицуи", встреча с которыми состоялась во время Международного экономического конгресса в Хабаровске. "Конструкции современных нефтеналивных танкеров с двойным корпусом обладают достаточным запасом прочности, позволяющим эксплуатировать их даже в суровых условиях Арктики. На территории Японии нефтегазовые объекты соседствуют с жилыми микрорайонами, и уровень их безопасности соответствует самым высоким международным стандартам".
В России пока существует лишь несколько примеров такого ответственного отношения к строительству объекта. Один из них - нефтепорт Приморск (вблизи Санкт-Петербурга, в 30 км от финской границы), который построен и эксплуатируется компанией "Транснефть" в соответствии с международными стандартами в области экологии.
В последнее время ни одна из конференций, прямо или косвенно касающихся экологии или топливно-энергетического сектора, не обходится без активного обсуждения проблемы строительства терминала в Приморском крае. Вот и на прошедшей 5-7 октября международной специализированной выставке "Техника и технологии ликвидации аварийных разливов нефти, средств пожаротушения объектов" ставились вопросы о спецтехнике и ее применении при крупных разливах, качестве применяемых технологий и т. д. в русле строительства терминала в бухте Перевозной.
В громких заявлениях представителей Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России звучат просто революционные призывы в защиту "уникальной живой природы, мест активно развивающегося марикультурного хозяйства и экологического туризма". Но на недавнем совместном заседании представителей "Транснефти" и WWF аргументы последних против строительства терминала в бухте Перевозной выглядели весьма неубедительно. Так, заявления о перспективных доходах в местный и краевой бюджеты от "развивающегося экологического туризма и марикультурного хозяйства" имеют совершенно виртуальный характер. Доходы за последние 20 лет в этой области едва заметны. За эти годы на побережье Хасанского района мало что сделано. А экономическое благополучие района (причем весьма относительное) основано прежде всего на развитии его портового комплекса - таких портов, как Посьет, Зарубино, Славянка, и строительстве новых гаваней.
С другой стороны, предложенные WWF альтернативные варианты размещения терминала в заливе Стрелок, бухте Безымянной или бухте Козьмина имеют серьезные недостатки, связанные с особенностями побережья и судоходства на этих акваториях. В первом случае это сложный рельеф с большими уклонами и неблагоприятные гидрометеоусловия. Во втором - высокая интенсивность судоходства в районе залива Находка, превышающая таковую в Амурском заливе в 10 раз. А кроме того, выход нефтепровода в районы заливов Находка или Владимира потребует пересечения трех горных хребтов в самом центре Уссурийской тайги...
Один из аргументов против Перевозной, озвученный представителями общественности, - это "рекреационная ценность территории". Но именно этот фактор не учитывают представители Всемирного фонда дикой природы при альтернативном варианте размещения терминала в бухте Безымянной, которая по своей сути является зоной отдыха жителей г. Фокино и прилегающих населенных пунктов. Заливы Находка, Восток, Ольги и Владимира также активно используются для морской рекреации, а число отдыхающих здесь гораздо больше, чем на Хасанском побережье.
И все-таки на сегодняшний день ситуация вокруг строительства терминала стабилизируется: идут конструктивные переговоры между экологами и "Транснефтью", проходят конференции, где уже не столь категорично звучат призывы "Не отдадим Перевозную!" и решаются вопросы о привлечении местных специалистов. Возможно, здравый смысл возобладает над летней "экологической лихорадкой" и строительство крупного терминала все-таки состоится и позволит занять нашему региону выгодное место в экономической структуре страны.
Автор: Анна НИКИТИНА, аспирант Института нефти и газа ДВГТУ