Верещагин, уходи с баркаса!

Означенная рубрика обязывает говорить о ключевом событии завершающейся недели, эхо которого прозвучало наиболее громко. На этот раз такое событие налицо - борьба приморских (а если шире - дальневосточных и сибирских) автолюбителей за свои права. Простите за невольный каламбур, но права в данном случае имеют двойной смысл - право на доступную машину как таковую, да еще и с правым рулем.

14 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1836 от 14 окт. 2005

Означенная рубрика обязывает говорить о ключевом событии завершающейся недели, эхо которого прозвучало наиболее громко.
На этот раз такое событие налицо - борьба приморских (а если шире - дальневосточных и сибирских) автолюбителей за свои права. Простите за невольный каламбур, но права в данном случае  имеют двойной смысл - право на доступную машину как таковую, да еще и с правым рулем.

Несмотря на явную информационную блокаду (наиболее лояльные к федеральному центру СМИ фактически дистанцировались от освещения того, что творилось в регионе), эхо происходящего нашло свое отражение как в относительно независимых московских, так и в ряде японских изданий. Местная пресса, что называется, "оттянулась по полной".

Обо всех перипетиях этой борьбы "В" в течение всей недели рассказывал достаточно подробно, поэтому сегодня хотелось бы остановиться на некоторых других моментах, о которых в горячке событий задумываться просто некогда.

Когда интрига еще только начала раскручиваться, корреспондент "В", комментируя происходящее, вскользь сделал весьма примечательное умозаключение: реанимация идеи Дальневосточной республики близка как никогда. А что? Для озлобленных умов идея хоть куда. Транспортными тарифами мы и так уже фактически отрезаны от центра страны. Теперь же, по сути, была предпринята попытка наступления на наиболее динамично развивающийся сектор местного малого бизнеса (в неизбывной любви к которому так часто клянутся самые высокие чиновники). А поскольку Дальневосточное таможенное управление воспринимается как орудие исключительно федеральное, то ждать после этого приступа любви к столице по меньшей мере наивно.

Показательно, кстати, в этом плане гробовое молчание по отношению к автомобильным бунтам, которое хранят полпред г-н Пуликовский и его пресс-служба, обычно активно комментирующие все, что попадает в поле зрения.

Приморский же губернатор Сергей Дарькин хоть и подчеркнул, что не имеет права вмешиваться в деятельность федеральных структур, тем не менее нашел в себе мужество и возможности привлечь внимание к возникшей проблеме Федеральной таможенной службы (ФТС). Его встреча со срочно прилетевшим во Владивосток заместителем руководителя ФТС Владимиром Шамаховым во многом помогла разрядить напряженную ситуацию.

Характерная деталь: в ходе встречи с крупным московским чиновником губернатор края выразил недоумение по поводу того, что начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян в момент резкого обострения социальной ситуации стремительно ушел в отпуск. (Смелое, достойное силовика поведение, не правда ли?) И такое недоумение Дарькина, несущего ответственность за огромный и сложный регион, вполне понятно. А вот с точки зрения чиновничьей логики все объяснимо. Тут ведь - при провальном положении дел - главное что? Главное, что в монолитной чиновничьей массе крайне трудно найти конкретного виновника или виновников. То есть виноваты все и никто.

Бессмертная фраза "Мне за державу обидно!" принадлежит, как известно, киношному таможеннику Верещагину. Сегодня ее смысл читается несколько иначе: обидно за державу, которую "подставляют" столь ретивые таможенники.

В таком разрезе (и об этом "В" уже тоже писал) крайне любопытно будет взглянуть на деятельность нового краевого прокурора Александра Аникина, для которого расследование "таможенного" дела станет, по большому счету, первым публичным экзаменом в Приморье. Будет ли оно спущено на тормозах (что ожидается как наиболее вероятный исход) или же прокуратора найдет в себе смелость поименно назвать инициаторов нововведений? Интересно и то, что, по мнению прокуратуры, грозит этим самым инициаторам. А поскольку, как уже было сказано выше, дивные нововведения едва не вызвали в крае социальную напряженность, то отвечать на поставленные вопросы придется в любом случае.

Забавно другое - в крае не нашлось ни одной мало-мальски заметной политической силы, которая не поспешила бы "отпиариться" по итогам скандала; со всех сторон только и слышно: "Это мы спасли приморцев от таможенного "наезда"!". Живо напоминает историю раскрутки одного местного политика, который в то время, как на Русском острове помирали от голода и болезней матросики, занимался скупкой все тех же автомобилей в Японии, а потом исхитрился сделать себе имя как самый главный спаситель...

...Сейчас в рядах представителей автомобильного бизнеса, а также среди рядовых автолюбителей края наблюдается некоторая эйфория: дескать, вместе мы - сила и, выступая единым фронтом, всегда сможем добиться своего. Хорошо бы, если так.

Однако наиболее смелым оптимистам хотелось бы напомнить один известный закон мерфологии, который звучит следующим образом: "Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит, вы чего-то не заметили".

Похоже, что в этой шутке - лишь доля шутки...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"