От аварий не застрахован никто
В связи с аварийным разливом нефти, произошедшим в Амурском заливе в конце сентября, представители "зеленых" оживились: разлив стал козырной картой в их руках против строительства нефтепровода Тайшет - Перевозная. Говорили одно: "Не смогли предупредить столь малый разлив нефти, нечего говорить и о нефтеналивном терминале. Там в случае аварии в воду выльется не 48 тонн нефти, а в сотни раз больше. Нечем у нас убирать такие разливы, да и некому!". Но в редакции "В" раздался возмущенный звонок: "Есть! Есть у нас в крае организация, которая должна убирать нефть!". Так ли это на самом деле, решили выяснить корреспонденты "В".
В связи с аварийным разливом нефти, произошедшим в Амурском заливе в конце сентября, представители "зеленых" оживились: разлив стал козырной картой в их руках против строительства нефтепровода Тайшет - Перевозная. Говорили одно: "Не смогли предупредить столь малый разлив нефти, нечего говорить и о нефтеналивном терминале. Там в случае аварии в воду выльется не 48 тонн нефти, а в сотни раз больше. Нечем у нас убирать такие разливы, да и некому!". Но в редакции "В" раздался возмущенный звонок: "Есть! Есть у нас в крае организация, которая должна убирать нефть!". Так ли это на самом деле, решили выяснить корреспонденты "В".
"Лисий хвост" и "Skimmer" спешат на помощь
Звонившим оказался Александр Коломейцев, капитан-наставник Дальневосточного бассейнового аварийно-спасательного управления (ДВ БАСУ). Именно эта организация призвана заниматься ликвидацией аварийных разливов нефти на море. Принимали они и непосредственное участие в ликвидации последствий недавнего ЧП.
- Разлив произошел в 3 часа ночи, штаб под руководством первого заместителя главы администрации Владивостока Юрия Кореня собрался в 10 утра, меня вызвали только к 11, а первые боновые заграждения мы поставили в 14. Это катастрофически поздно, - сокрушается Александр Генрихович. - Мы не успели вызвать находкинскую морспецгруппу. По правилам установить боновое заграждение на море необходимо в течение четырех часов с момента разлива.
Боновое заграждение - это прорезиненная ткань, которая выдерживает перепады температуры от -40 до +40 С0 и устанавливается для локализации нефтяного пятна. В Амурском заливе использовали заграждения длиной 400 метров, над водой они возвышались на 60 см, а под воду уходили на глубину 1,1 метра. После того, как нефтяное пятно поймано в боновую ловушку, к работе приступает "Skimmer" - своеобразный гидравлический насос, который собирает нефтяную пленку с поверхности воды. Радиус действия этого агрегата - 200 метров, мощность - 45 тонн нефти в час. На вооружении ДВ БАСУ семь "скиммеров" разной мощности, этого, по словам Коломейцева, вполне достаточно для ликвидации разливов любого объема.
Есть и другое устройство для ликвидации разливов - "Foxtail" (лисий хвост): это "лохматое" боновое заграждение, само впитывающее нефть, которую потом отжимают. Во Владивостоке, правда, нет "Лисьего хвоста", он прописан в Находке. Дело в том, что морспецподразделение для ликвидации аварийных разливов нефти изначально создавалось в Находке для порта Восточного, поэтому основная техника расположена там.
300 спартанцев
Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление - это организация, которая помимо ликвидации аварийных разливов нефти занимается еще и морскими буксировками и подводно-техническими работами любых видов. В штате около 300 человек - специалистов высшей категории. На этом Александр Коломейцев делает особый упор:
- Экологи заявляют, что в Приморье нечем и некому убирать разливы нефти. В том, что необходимая техника имеется, вы уже убедились. Все приборы производства Дании, Швеции и США, сертифицированы Международной морской организацией (International Maritime Organization) и одобрены Международной администрацией по ликвидации разливов нефти. Наша техника может убирать разливы объемом более 5 тысяч тонн. Есть у нас и специалисты, работающие с этой техникой, - Александр Генрихович показывает мне международные сертификаты, полученные нашими рабочими. - Поэтому говорить о том, что ничего у нас нет, по крайней мере, неразумно. Другое дело, что и проблемы есть.
Бесплатное спасение
Дело в том, что в 2002 году вышло постановление правительства "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", в котором черным по белому записано, что все организации любых форм собственности обязаны создавать свои подразделения по ликвидации разливов. В случае, если таких подразделений нет, они обязаны заключать договор на оказание услуг такого рода с ДВ БАСУ. Во Владивостоке как минимум восемь нефтебаз, у которых, по словам Коломейцева, нет техники для уборки и которые даже не думают заключать договор с ДВ БАСУ. Это относится и к "Транснефти", которая будет строить злополучный нефтепровод.
- При проведении экологической экспертизы для этого строительства мы даже не были приглашены! - возмущается Александр Коломейцев. - Вот и получается, что мы находимся в двояком положении: с одной стороны, постановление обязывает частные фирмы заключать с нами договоры и, соответственно, платить нам деньги. С другой стороны, они делать это не спешат.
Пока ведутся переговоры только с ОАО "ДВМП" о поставке 250 метров боновых заграждений в районе зачистной станции ББС-5. Это, конечно, дело недешевое, но покупка полного комплекта необходимого оборудования для создания своего подразделения по ликвидации разливов обойдется гораздо дороже.
Естественно, что отсутствие достаточных материальных средств не лучшим образом сказывается на работе ДВ БАСУ. Например, учения, которые необходимо проводить регулярно, на самом деле проводятся крайне редко. Последние учения по спасению человеческих жизней на море проходили 6 сентября под руководством Владивостокского морского координационно-спасательного центра. Тогда Александр Коломейцев впервые принял решение развернуть часть морспецподразделений из Находки во Владивосток. Как оказалось, это решение впоследствии сыграло немаловажную роль в ликвидации разлива в Амурском заливе: отработанные маневры позволили достаточно быстро перекинуть находкинскую технику в зону ЧП.
Что касается нефтепровода Тайшет - Приморье, то здесь Александр Генрихович высказывает свое мнение: конечную точку надо делать в Перевозной. Находка - крайне неудачный выбор из-за сложной навигационной схемы. Если авария произойдет там, то всему заливу - "крышка". А в Перевозной его будет легче локализовать и ликвидировать, ведь южнее нефтеналивного терминала будет дежурить судно ДВ БАСУ. Правда, если "Транснефть" позаботится о соответствующем договоре.
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В", Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"