Последыш первой волны
Он - сам по себе явление. Всегда яркий, всегда заметный, стильный, улыбающийся, он привлекает заинтересованное внимание любой публики. Его идеально правильный русский - и это несмотря на многие годы жизни вдали от исторической родины - бальзам на душу любого интеллигентного человека. Он путешествует, занимается любимым делом, он сегодня здесь, а завтра - на другом краю земли: Во Владивосток историка моды, дизайнера, культуролога Александра Васильева привели творческие дороги - в галерее "Портмэй" он открыл выставку "Красота в изгнании"...
Он - сам по себе явление. Всегда яркий, всегда заметный, стильный, улыбающийся, он привлекает заинтересованное внимание любой публики. Его идеально правильный русский - и это несмотря на многие годы жизни вдали от исторической родины - бальзам на душу любого интеллигентного человека. Он путешествует, занимается любимым делом, он сегодня здесь, а завтра - на другом краю земли: Во Владивосток историка моды, дизайнера, культуролога Александра Васильева привели творческие дороги - в галерее "Портмэй" он открыл выставку "Красота в изгнании"...
О символике
С Владивостоком я связан корнями. Здесь в 20-е годы работал мой отец - художник сцены. На самый краешек земли забросила его революция, а потом и вовсе выдавила из страны. Это символично, не правда ли: я привез вам частицу той России, которая когда-то уплыла вместе с остатками ДВР на пароходах из Владивостока:
О выставке "Красота в изгнании"
Да, это уникальная, единственная в мире коллекция, которую я рад представить публике Владивостока. 200 винтажных фотографий, представляющих собою русскую эмиграцию - а точнее, ее женщин с уникальными внешними данными. Они были любимы во Франции и других странах, во всем мире - за стать, элегантность:
"Красота в изгнании" - название моей книги, которая выдержала шесть переизданий - пять в России и один раз в Нью-Йорке, и весь тираж каждый раз расходился быстрее чем за год.
Почему ограничился 1910-1960 годами? Я - потомок первой волны эмиграции. Большинство тех женщин, что запечатлены на фотографиях, неизвестны постсоветской публике (хотя я был знаком с доброй половиной). Это - последствия железного занавеса, который 70 лет отделял Россию от всего мира, и того запрета, который накладывала цензура на все публикации об успехах русской эмиграции. Говорить и показывать можно было только один вид эмигрантов: деградировавших неудачников, спившихся и разочарованных. Однако это неправда. Судьбы многих сложились более чем удачно и интересно. Никто ведь из эмиграции Родину не продавал, Родина их предала, вот в чем правда.
О деньгах
Ценны фотографии для меня все одинаково - многие получил по наследству, некоторые куплены на аукционе или блошином рынке.
Вообще это коммерческая тайна, вопрос этики и моих сбережений. Я не олигарх, просто обеспеченный человек, который может тратить деньги на то, что любит.
О коллекции
Фотографии - лишь часть, не самая большая, моей коллекции старинных костюмов. Их около 10 тысяч - костюмов и аксессуаров XVIII-XX веков, которые хранятся у меня в Париже. Это музей моды, если хотите. Фото для меня - живая иллюстрация. Платье красиво как документ эпохи, но без человека оно мертво:
Это очень важно для развития вкуса, для пропаганды истинной культуры, которая, на мой взгляд, находится в упадке, в тени попсы, заполонившей все. Альтернативы мало. Верка Сердючка поет на каждом шагу, это мило, но есть же что-то еще! Я за многообразие, за хороший вкус.
О красоте
С первой волной эмиграции из России ушла аристократическая, одухотворенная красота - белая кость, причем навсегда. Красота современной России разноликая. Конечно, все цветы в поле хороши. Кто-то любит одуванчики, кто-то васильки. Но есть садовые, благородные цветы: розы, пионы. И как ни скрещивай два василька, роза не получится. Люди с амбициями уверены, что мы можем возродить некую бывшую Россию: Это странно. Есть такое понятие, как генофонд. Моральный кодекс, талант, умственные способности - это тоже заложено в генах, как ни крути.
Бывают умные дворняжки, бывают красивые - и их сколько угодно! Но есть лабрадоры, и они - другие. Это порода.
В России старательно, дустом, тщательно были уничтожены многие породы людей. Невозвратимо. Это другая красота, она осталась только на фото и в памяти. Я счастлив, что застал ее.
О Владивостоке
Стиль у Владивостока есть. Он похож на Шанхай, Гонконг - особенно. У вас изумительная старинная архитектура, современной я пока не заметил, а советская уныла - все по горизонтали, мало вертикальных форпостов, пейзаж не блещет.
Но острова! Это потрясающе! Это миллиардное состояние, Ривьера, то, что должно приносить наслаждение людям и деньги в город - от туристов. Правда, я не уверен, что мы доживем до тех времен, когда этим состоянием научатся с умом пользоваться: Боюсь, что оно достанется нашим соседям:
О музее моды
В России нет подобного музея - и это при том, что российский рынок сегодня один из самых важных для мировой моды: каждый год на показы съезжаются тысячи закупщиков из России, и западные фирмы уже работают на русский вкус: с блестками, вычурно: И при этом к моде в России странное отношение, как к чему-то маргинальному. Не замечают мужчины социальной сущности моды, видят в ней только женские уловки. Это неправильно. Все оттого, что власть в руках мужчин, а население России - женщины. Должно быть наоборот. Возможно, моя коллекция станет основой музея моды в России. Ведь там уникальные вещи, свои платья мне передали Майя Плисецкая, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Людмила Гурченко, Наталья Селезнева - и это я называю только знакомые вам имена. Почти каждый день появляется новый экспонат, проблем с хранением, реставрацией много, это огромная работа, и один я бы никогда не справился.
О моде вообще
Я не слежу за сегодняшней модой, мне интересна мода прошлого. Сейчас модельеры перерабатывают находки прошлого века, добавляя разный соус. Возможно, скоро придут модельеры, которые создадут что-то оригинальное и интересное, но пока их нет:
О перспективах
Да, это правда, во Владивостоке появились заказчики, желающие получить мою консультацию по оформлению интерьеров. Разумеется, я согласился, кто же отказывается от денег? Буду ли часто приезжать? Не знаю. Главное - не примелькаться, не надоесть. Нужно, чтобы вам было интересно со мной, а мне - с вами.
Автор: Записала Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), Владивосток"