Короли бензоколонок и 'капуста"
Известная фраза химика Менделеева о сомнительной целесообразности использования нефти в качестве горючего скоро обретет буквальный смысл: мы уже начинаем "топить ассигнациями". Если в плане различных новых веяний Москва обычно оказывается передовой, то по ценам на ГСМ регионы Дальнего Востока давно обгоняют столицу, в которой топливо дешевле, несмотря на более весомый средний заработок.
Известная фраза химика Менделеева о сомнительной целесообразности использования нефти в качестве горючего скоро обретет буквальный смысл: мы уже начинаем "топить ассигнациями". Если в плане различных новых веяний Москва обычно оказывается передовой, то по ценам на ГСМ регионы Дальнего Востока давно обгоняют столицу, в которой топливо дешевле, несмотря на более весомый средний заработок.
Представители власти то и дело заявляют, что в результате переговоров с руководством нефтяных компаний было принято решение "заморозить" на некоторое время рост цен. Благое намерение, однако конечная цена на внутреннем рынке - та, которая высвечивается на табло АЗС, - замораживаться не желает, несмотря даже на приближение зимы, и медленно, но уверенно ползет вверх.
На недавнем совещании во Владивостоке с участием трех федеральных министров один из журналистов задал Герману Грефу вопрос о ситуации с ростом цен на ГСМ. Глава Минэкономразвития отвечать отказался, и его можно понять: из-за непрекращающегося удорожания министру задают подобные вопросы по 20 раз в день. Но все дело в том, что ответы, обычно содержащие ссылку на мировую конъюнктуру, не удовлетворяют спрашивающих. Почему внутренние цены должны зависеть от мирового рынка, если Россия сама добывает и экспортирует нефть?
Все понимают, что дело в негласном соглашении между руководителями российских нефтяных компаний, не желающими терять прибыль. Более того, в ходе "Прямой линии" 27 сентября это признал и сам Владимир Путин: "Восемь основных компаний, самых крупных, они разобрали между собой регионы РФ и там, собственно говоря, устанавливают монопольные цены". А государство или не может, или не хочет с этим бороться. Но дело даже не в этом, а в том, что заявления федеральных чиновников и реальное положение дел все меньше стыкуются между собой, создавая две не зависимых друг от друга действительности. Возникает ощущение, что вовсе не "государевы люди" делают погоду в стране, а те, кто обладает капиталом, в данном случае нефтью.
Вот данные Госкомстата на 12 сентября 2005 года (с той поры, как знают владивостокские автомобилисты, цены успели скакнуть): в краевом центре средняя цена на бензин А-76 (АИ-80) составляет 16,5 рубля, АИ-92 - 18,94, АИ-95 - 20,09, дизельное топливо - 17,47. В статистической сводке есть и интегрированный средний показатель для всех названных видов топлива. Во Владивостоке он составляет 18,14. Опережают приморскую столицу только Якутск с 18,3 рубля, Петропавловск-Камчатский (19,24), северная Дудинка (19,5) и корякская Палана (26,2). То есть Владивосток уже вошел в пятерку самых дорогих в топливном отношении городов России, а компанию ему составляют преимущественно соседние дальневосточные регионы. Для сравнения: в Москве тот же показатель составляет 16,33, в Санкт-Петербурге - 15,45.
Но статистика не успевает за жизнью. Проехавшись вчера по автозаправочным станциям Владивостока, мы увидели редкое единодушие "королей бензоколонок" (в поле нашего зрения попали заправки "Альянс", "Альфа Максимум" и "А-Спект"). Дизельное топливо стоит 17,5 рубля за литр, 92-й бензин - 19,5, а 95-й - 20,5. За городом можно заправиться дешевле, на безымянных маленьких АЗС - тоже, вот только за здоровье двигателя в этом случае ручаться нельзя. Не секрет, что ценовую политику в Приморье диктует НК "Альянс", хотя формально и не является монополистом.
Излишне напоминать, что рост цен на топливо бьет по кошельку не только автомобилистов, а всех без исключения (пресловутая "транспортная составляющая" в стоимости товаров и услуг). Более того, официальные лица уже говорят о возможности если не срыва, то трудностей в прохождении регионами Дальнего Востока отопительного сезона - именно из-за обвального роста цен на жидкое топливо.
Вот он, рынок по-российски: регионы, говоря словами президента, "разобраны", о конкуренции и борьбе за клиента никто не вспоминает. Страна давно поделена, о чем спорить?
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"