Чистим землю... и душу
Пятиметровый крест из кедрача весом почти 3 центнера, изготовленный на владивостокском заводе № 178, будет установлен на острове Русском, в районе мыса Поспелова, 25 октября в память о тех наших соотечественниках, кто не принял новую советскую власть и вынужден был в такой же октябрьский день 1922 года навсегда покинуть родину, отправившись из Владивостока в пожизненное эмигрантское плавание.
Пятиметровый крест из кедрача весом почти 3 центнера, изготовленный на владивостокском заводе № 178, будет установлен на острове Русском, в районе мыса Поспелова, 25 октября в память о тех наших соотечественниках, кто не принял новую советскую власть и вынужден был в такой же октябрьский день 1922 года навсегда покинуть родину, отправившись из Владивостока в пожизненное эмигрантское плавание.
Сейчас на острове полным ходом идут подготовительные работы: очищается побережье, а также территория, прилегающая к безымянному утесу, где планируется водрузить крест, который будет хорошо виден даже из Владивостока. Вывезено уже более 350 мешков мусора: битые бутылки, старые автомобильные покрышки, пластиковое "вторсырье". В числе главных помощников - выпускной класс кадетского корпуса ДВГТУ, студенты ТГЭУ, а также курсанты судоводительского факультета и студенты Института защиты моря МГУ им. Невельского. В импровизированных субботниках принимают участие активисты Владивостокского морского собрания, Общества изучения Амурского края, старожилы города, краеведы. В перерывах между работой организуются экскурсии на форты, которые ведут настоящие знатоки - Нелли Мизь, Олег Стратиевский. Одним словом, здесь чистят не только землю, но и душу.
Небольшая полоска русской земли вдоль Уссурийской железной дороги от Владивостока до Спасска-Дальнего с весны 1921 г. по конец октября 1922 г. была последним оплотом последнего русского Национального правительства (Временного Приамурского правительства), во главе которого в последний момент стоял генерал-лейтенант М. К. Дитерихс. В октябре 1922 г. он, как глава земской рати, под сильным напором красных сил отдал приказ об эвакуации. Вместе с воинскими частями из обреченных Никольск-Уссурийска и Владивостока устремилась значительная часть гражданского населения: состоятельный класс, чиновники, интеллигенция и те, кто был не согласен с новым режимом. Многие беженцы покинули Владивостокский порт на частных пароходах, а также были приняты на борт военных судов и суденышек, предназначенных для перевозки остатков белых армий. Флотилией этих судов командовал контр-адмирал Старк. На этих маленьких судах, не приспособленных для перевозки пассажиров и перегруженных военными грузами и воинскими частями, а также беженским скарбом, разместились несколько тысяч человек.
На них же отправились из Владивостока Сибирский и Хабаровский кадетские корпуса. Этот переход из Владивостока до Шанхая был крайне мучительным: большая скученность людей, недостаток провизии, пресной воды, угля, вдобавок ко всему на переходе от Гензана разыгрался настоящий шторм. Не дойдя до Шанхая 100 миль, погибли тралер "Аякс" и канонерская лодка "Лейтенант Дыдымов". На последней вместе со всей командой погибли 36 кадет.
Корр. "В" встретился с автором идеи мемориала памяти Леонидом Лысенко, доцентом Института защиты моря МГУ им. Невельского, известным яхтенным капитаном, чтобы от первого лица узнать о подробностях проекта.
- Леонид Константинович, почему решено поставить именно крест?
- Русские эмигранты в подавляющем большинстве были людьми православной веры. И еще. Прообразом этого памятного мемориала послужило надгробие на братской могиле воинов, погибших в 1905 г. в Порт-Артуре и похороненных в Харбине на Успенском кладбище. Мы тоже хотим сделать полутораметровый "постамент" из груды гранитных валунов (их привезут из ближайшего карьера, расположенного тут же, на острове). На мраморной плите, вмурованной в каменный "остов", будет текст: "Любящим Россию и вынужденным покинуть ее в октябре 1922 г.". На деревянном кресте - стилизованный диск солнца из полированной бронзы. Причем крест будет повернут "лицом" к Владивостоку на северо-восток, что не совсем соответствует религиозным канонам (должен быть восток), но, как пояснили церковнослужители, это вполне допустимо, поскольку знак имеет некультовое звучание.
Проектировал памятный знак архитектор Юрий Лиханский, строительство будет вестись под руководством Валерия Самойленко, начальника проектного строительного института, силами военных. Огромную помощь в осуществлении задуманного оказывают вице-адмирал запаса Б. Приходько и командующий ТОФ адмирал В. Федоров.
- А вас не смущает тот факт, что памятник сооружается на фоне разграбленного бывшего Поспеловского военного гарнизона?
- Будем считать, что с этого памятного креста (его установят на выступающем в море утесе в 400 метрах от поспеловского пирса) все начнет возвращаться на круги своя. Должен сказать, что непосредственно примыкающая к памятнику территория сейчас передается МГУ им. Невельского, а в двух бывших госпитальных зданиях 1905 года постройки в ближайшее время разместится учебно -производственный отряд по борьбе с аварийными разливами нефти, второй на Дальнем Востоке (после Сахалина). Так что памятный крест будет под надежным присмотром.
Что касается выбора площадки, она оказалась самой лучшей из десяти намеченных "кандидатур", я прошагал весь остров.
На следующий год мы планируем установить 30 мемориальных плит с названиями кораблей и транспортов, которые уводил из Владивостока 25 октября 83 года назад контр-адмирал Старк. К слову, я видел андреевский флаг эскадры, снятый после продажи кораблей, он хранится в Сан-Франциско в объединении ветеранов и кадет. Мы хотим пригласить некоторых из них на следующий год, пусть хотя бы 25 октября привезут "на побывку" этот легендарный флаг.
- Немало бывших русских эмигрантов, так и не дожив до возвращения в Россию, завещали похоронить их на родной земле. Сейчас в Москве создается мемориал национального согласия и примирения. В Донской монастырь перевезен прах Антона Деникина из Америки и философа Ивана Ильина из Цюриха. Оценки этому даются неоднозначные.
- Это очень грустно, что по прошествии более 80 лет мы, русские, которых революция перекрасила в красных и белых, расколов нацию надвое, до сих пор так и не смогли прийти к примирению, покаявшись и попросив друг у друга прощения. Пришла пора подписать мирный договор русским с русскими.
Хочется верить, что наш скромный памятный знак - первый шаг с востока на этом длинном и непростом пути. Думаю, что даже контр-адмирал Старк (будь он жив) поддержал бы эту идею. Хотя именно он организовал эвакуацию белых частей и мирного населения из Приморья за несколько часов до входа во Владивосток частей Красной армии и вывез, по некоторым данным, около 10 тысяч человек, а после почти 20 лет работал таксистом в Париже, отойдя от политической деятельности. Такую уверенность мне дают встречи с русскими эмигрантами первой волны, которые случались во время многолетних морских заграничных походов на яхте "Адмирал Невельской".
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"