Страсти по "мореходке"
О конфликте, возникшем вокруг комплекса зданий на Мысе Чумака, 1а, что неподалеку от Первой Речки, "В" в последние годы уже писал, причем не раз. К сожалению, приходится обращаться к этой теме снова. Казалось бы, разногласия между хозяйствующими субъектами должны решаться в законном порядке, то есть через суд. Но, во-первых, здесь тот случай, когда даже судебные решения никак не могут поставить точку.
О конфликте, возникшем вокруг комплекса зданий на Мысе Чумака, 1а, что неподалеку от Первой Речки, "В" в последние годы уже писал, причем не раз. К сожалению, приходится обращаться к этой теме снова. Казалось бы, разногласия между хозяйствующими субъектами должны решаться в законном порядке, то есть через суд. Но, во-первых, здесь тот случай, когда даже судебные решения никак не могут поставить точку. А во-вторых, речь идет не о банальном имущественном споре, а о судьбе Владивостокской мореходной школы, в обиходе "шмоньки". Нет смысла говорить о важности этого заведения для нашего морского города. Именно комплекс зданий ВМШ (учебный корпус, столовая, общежития и др.) стал тем яблоком раздора, из-за которого в суды до сих пор поступают исковые заявления. Но обо всем по порядку.
Аренда без договора
История со "шмонькой" берет свое начало с 2001 года. Именно тогда Владивостокская мореходная школа, действовавшая при Дальневосточном морском пароходстве (то есть все имущество ВМШ принадлежало ДВМП и находилось на его балансе), была реорганизована и, что называется, отправлена на "вольные хлеба". На базе ВМШ возникло негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Владивостокская мореходная школа", сокращенно НОУ НПО "ВМШ". Физические лица, ставшие учредителями этой структуры, выкупили часть имущества, а комплекс зданий взяли в аренду, о чем и был подписан соответствующий договор. Сами здания, подчеркнем, по-прежнему принадлежали пароходству. А срок договора аренды с НОУ НПО "ВМШ" истек еще 1 апреля 2003 года.
Забегая вперед, скажем, что с этой даты и по сегодняшний день, то есть уже более двух лет, арендаторы так и не покинули мыс Чумака, несмотря на отказ пароходства продлевать договор. Нежелание ОАО "ДВМП" иметь дело с НОУ объясняется просто: все это время руководство "шмоньки" занималось чем угодно, только не своим прямым делом. Это стало ясно еще в апреле 2003 года после проверки, которую провела незаинтересованная сторона - представители санэпиднадзора. Если по документам предельная численность обучающихся в течение года могла составлять, цитируем, "по профессиональной подготовке - 560 человек; по профессиональной переподготовке - 700; по повышению квалификации - 200; в сфере дополнительного образования - 8300 человек", то на момент проверки профподготовку проходили всего 36 курсантов. Более того, общежития сдали гражданам Китая и Северной Кореи, некоторая площадь вообще никак не использовалась.
Естественно, руководители пароходства об этом знали и еще в декабре 2002 года известили учредителей НОУ, что договор аренды с ними продлен не будет. В это же время ОАО "ДВМП" подписало соглашение с Морским государственным университетом имени Невельского. Планировалось, что МГУ будет предоставлен комплекс зданий на мысе Чумака, а университет возьмет на себя обязательства по подготовке молодых специалистов плавсостава, повышению квалификации моряков и т. п. Тем самым была бы создана система непрерывного морского образования "школа-училище-университет".
Однако арендаторы не пожелали покидать "теплое" место. ДВМП обратилось в Арбитражный суд, и с этого момента началась масштабная кампания по "защите морского образования", в которую оказалось втянуто даже Законодательное собрание Приморья, крайне редко подключающееся к имущественным спорам. Ситуация подавалась под таким соусом, что-де пароходство хочет ликвидировать мореходную школу. Хотя на самом деле все обстояло (и обстоит, к сожалению) с точностью до наоборот: от былой мореходной школы не осталось ничего, кроме названия. Чтобы возродить образовательный процесс, пароходству нужно было вступить в фактическое владение, но это оказалось непростым делом. Как известно, судебные тяжбы могут тянуться годами, что, собственно, и происходит.
Собственник новый, проблемы - старые
Следующим шагом, который предприняло ОАО "ДВМП", чтобы наконец решить проблему "шмоньки" и заняться восстановлением образовательного комплекса, стала продажа зданий на мысе Чумака инвестиционной компании "Фес-Инвест" - дочернему предприятию пароходства. Воссоздание морского образования на мысе Чумака невозможно без больших инвестиций. На первом этапе "Фес-Инвесту" предстоит заняться капитальным ремонтом и привлечением средств, чтобы мореходная школа из средства получения прибыли превратилась в центр качественной подготовки специалистов.
Итак, 30 ноября 2004 года собственником зданий на мысе Чумака стала инвестиционная компания "Фес-Инвест". НОУ НПО "ВМШ" продолжало занимать не принадлежащую ему площадь, более того, арендная плата уже давно не вносилась. Да и не могла вноситься, потому что срок договора аренды с пароходством, повторим, истек еще в 2003 году. Здания, которые никто не ремонтировал, продолжали ветшать, а на ежедневный "утренний развод" по-прежнему выходили (и выходят) толпы иностранных гостей, чтобы отправиться отнюдь не в учебные классы для изучения морского дела, а по рынкам да стройкам Владивостока. Впрочем, некоторые профильные направления ВМШ не забыла. Речь идет о выдаче сертификатов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке. Но нельзя забывать о том, что эта деятельность сугубо коммерческая и приносит руководству ВМШ прибыль, равно как и сдача помещений в субаренду гастарбайтерам.
А так как прибыльное место добровольно никто не покинет, в Арбитражный суд Приморского края поступило новое исковое заявление. На этот раз истцом стало само НОУ НПО "ВМШ", посчитавшее договор купли-продажи между ДВМП и "Фес-Инвестом" от 30 ноября 2004 года недействительным. Суд это мнение не разделил и 14 июня 2005 года в удовлетворении исковых требований отказал. Не в пользу истца оказалось и решение апелляционной инстанции, вынесенное
25 августа 2005 года. То есть законность сделки между пароходством и инвестиционной компанией "Фес-Инвест" подтверждена судом, решение вступило в законную силу; казалось бы, обитателям зданий на мысе Чумака пора паковать чемоданы, но они по-прежнему получают прибыль с капитала, распоряжаться которым не имеют никаких оснований.
Завтра будет поздно
Так как решение суда само по себе не может освободить помещения "шмоньки", компания "Фес-Инвест" обратилась в Арбитражный суд с новым иском - на этот раз о принудительном выселении.
- Больше тянуть просто нельзя, - говорит исполнительный директор ОАО "Инвестиционная компания "Фес-Инвест" Алексей Кузьменко, - скоро наступят холода, и для того, чтобы сохранить инженерные коммуникации и коммунальное хозяйство, не заморозить проживающих там людей, здания нужно срочно готовить к зиме. Ведь ООО НОУ НПО "ВМШ" не имеет никакого отношения к этим зданиям и в любой момент может просто незаметно исчезнуть, оставив проживающих там людей на произвол судьбы. Но для этого нам нужно первым делом де-факто вступить во владение, чего мы и добиваемся. После этого будет произведен капитальный ремонт зданий, разработан бизнес-план и т. д. Речь идет о большой территории, которую нужно использовать по максимуму. Для воссоздания системы обучения потребуется участие инвесторов, приобретение современных тренажеров и т. д. Работы хватит, думаю, лет на пять, но самое главное, повторяю, подготовить здания к зиме. Иначе все придется решать в пожарном порядке:
Наверное, излишне добавлять к сказанному, что само НОУ НПО "ВМШ" ремонтом не занималось. Собственность не своя, какой смысл вкладывать в нее деньги, когда можно по-быстрому "выжать" максимальную прибыль за счет субаренды и тех же сертификатов? В итоге степень износа, к примеру, девятиэтажного общежития на мысе Чумака (бывшего курсантского) достигает 80-85 проц. - это относится к отделке, системам центрального отопления, водоснабжения, канализации, электрооборудования. Цифра взята из акта осмотра здания, выполненного независимым экспертом-оценщиком.
Мотивы учредителей этого заведения вполне ясны: 17 зданий практически в центре города, территория общей площадью около 20 тысяч кв. м - очень лакомый кусок. А если еще есть статус образовательного учреждения, дающий налоговые льготы и возможность привлечения на свою сторону общественного мнения, так это вообще Клондайк. И хотя закон полностью на стороне ДВМП и "Фес-Инвеста", руководство ВМШ во главе с Сергеем Максимовым продолжает, что называется, "качать" деньги. Лозунг о развитии образования забыт - вместо курсантов и тренажеров на мысе Чумака обосновались иностранные гастарбайтеры и коммерсанты. И в эту коммерцию оказались втянуты введенные в заблуждение государственные и общественные структуры:
Не будем говорить о "давлении на образовательное учреждение": маленькой частной компании решить кадровую проблему дальневосточных судоходных компаний не под силу. Необходим принципиально другой, гораздо более глобальный подход. Да и, судя по использованию помещений под гостиницу для иностранных торговцев, особого желания у руководства ООО НОУ НПО "ВМШ" нет. А с другой стороны, именно судоходная компания "ДВМП" и ее дочерняя инвестиционная компания "Фес-Инвест" заинтересованы в профессиональной подготовке морских кадров и намерены ее возродить в необходимом России масштабе. А в перспективе создать и ту самую систему непрерывного обучения.
Остается ждать очередного решения Арбитражного суда. Нет сомнений, что в итоге справедливость восторжествует. А ДВМП и "Фес-Инвест" смогут вдохнуть в мореходную школу новую жизнь, не дав погибнуть ни образовательному комплексу, ни людям, ставшим заложниками "коммерсантов от образования".
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"