Параллельная Россия
В свое время Юрий Андропов, придя с поста шефа КГБ к власти в СССР, с непривычной для того времени откровенностью заявил: "Мы не знаем страны, в которой живем". К сожалению, и сегодня складывается впечатление, что готовившее прямой диалог президента со страной чиновничье окружение живет в какой-то другой, параллельной, своей России. Не той, где остальные 145 миллионов. И это тревожный сигнал.
В свое время Юрий Андропов, придя с поста шефа КГБ к власти в СССР, с непривычной для того времени откровенностью заявил: "Мы не знаем страны, в которой живем". К сожалению, и сегодня складывается впечатление, что готовившее прямой диалог президента со страной чиновничье окружение живет в какой-то другой, параллельной, своей России. Не той, где остальные 145 миллионов.
И это тревожный сигнал.
Невозможно поверить, что вопросы, которые задавали президенту Путину в ходе очередной "Прямой линии" во вторник, не были отрежиссированы или хотя бы согласованы с "кем надо". Слишком ответственное это мероприятие, чтобы пускать его на самотек. В этом свете многое в работе чиновников по подготовке диалога выглядит по меньшей мере странно.
Приводить стенограмму ответов президента полностью нет смысла и места. Ограничимся тремя вопросами, которые задали дальневосточники, - на этот раз честь представлять ДВФО выпала Южно-Сахалинску.
Подлить бензина в огонь
Первой из всей страны к президенту обратилась сахалинская бухгалтер Ирина Киселева: почему в стране - экспортере жидкого золота (а на нефтеносном Сахалине - особенно) бензин дорожает такими темпами? Что ждет нас с ценами на бензин в новом году?
Владимир Путин сослался на интеграцию российской экономики в мировую, попенял "картелю": "Восемь основных компаний, самых крупных, они разобрали между собой регионы РФ и там, собственно говоря, устанавливают монопольные цены", после чего пообещал, что правительство все-таки займется этим вопросом и, в частности, изменит порядок налогообложения. Что все-таки будет с внутренними ценами, осталось неясным: "В ближайшее время такие решения должны быть правительством подготовлены", и только.
Более убедительным показался ответ президента второкурснику Сахалинского госуниверситета Денису, обеспокоенному судьбой Южных Курил и Дальнего Востока в целом. Прежде всего Владимир Путин напомнил о недавней поездке Грефа и компании по восточным регионам, пообещал не "демонтировать" федеральную целевую программу по развитию Дальнего Востока. Затем высказался о четырех "спорных" Курильских островах: "Они находятся под суверенитетом РФ, это закреплено международным правом, это результаты второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать. Мы готовы и ведем переговоры с этой площадки". Дальше, видимо, идет пассаж для "внешнего рынка", тем более что в ноябре текущего года президент планирует посетить Японию: "Я надеюсь, просто уверен, что при доброй воле, а такая добрая воля у России есть, мы всегда найдем такой вариант, который устроил бы обе стороны и пошел бы на благо тем людям, которые живут на этих территориях, и на благо народов как России, так и Японии". Правда, японцы ведут переговоры с другой, выражаясь словами Путина, площадки, и премьер-министр Коидзуми уже отреагировал на "Прямую линию" своего российского коллеги, заявив, что Япония отказываться от своих претензий вовсе не собирается:
Почему погиб Евдокимов?
Если твердая позиция президента в отношении Курил и сгладила впечатление от бензиновой неясности, то ответ на третий вопрос дальневосточников (руководитель сахалинского танцевального клуба Максим Боровский спросил о возможности запрета правого руля) все "смазал". Ведь известно, что любое поползновение федералов ограничить в правах "правильный" руль приводит на востоке страны к неконтролируемому выбросу эмоций. Это уже вопрос не техники, а культуры, менталитета и свободы.
Вот что думает Владимир Путин о правом руле (дословно):
- Во-первых, пока не планируется никаких отмен в этом плане. Во-вторых, конечно, я думаю, вы со мной согласитесь, вопросы, связанные с проблемами безопасности, все-таки существуют. Вы знаете об этой ужасной трагедии, которая произошла на Алтае с губернатором Алтайского края, который погиб. Кстати говоря, в ДТП участвовала машина с правым рулем. И водитель, он просто даже ничего не успел заметить из того, что произошло, практически ничего не видел. С правым рулем. И таких примеров, к сожалению, очень много. Но, повторяю, никаких отмен в этом смысле пока не планируется. Я, во всяком случае, о таких планах ничего не знаю.
Понятно, что дискуссия о руле на самом деле лежит в плоскости не безопасности, а промышленной политики. Это подтверждается и тем, что, расправившись с рулем, президент заговорил об автопроме и о планах прихода в Россию "Фольксвагена" и "Мерседеса" (многим ли из нас по зубам покупка новой иномарки?). Естественно, что президент заинтересован в развитии российской промышленности и к тому же вряд ли сидел за правым рулем. Но его пример с гибелью алтайского губернатора Евдокимова не выдерживает никакой критики. Как известно, губернаторский "Мерседес" на высочайшей скорости обгонял праворульную Toyota Sprinter Marino и то ли просто не справился с управлением, то ли шарахнулся от третьего (встречного) автомобиля и вылетел с дороги, вроде бы зацепив "праворульку". При чем здесь расположение руля у обгоняемой машины, каким образом ее водитель должен был реагировать (съехать на обочину и лечь лицом вниз?) - совершенно непонятно. Дело не в том, что "в ДТП участвовала машина с правым рулем" - по такой логике кортеж губернатора Приморья должен попадать в катастрофы ежедневно. А в том, что спровоцировала аварию машина с левым рулем. Но никто же не говорит о его "повышенной опасности". Может быть, лучше вообще пойти другим путем и начать штрафовать чиновников за превышение скорости? Чтобы не подвергали опасности ни свои VIP-тела, ни жизни простых смертных. Пусть даже последние ездят с вызывающе правым рулем.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"