Наука сближает берега
Во Владивостоке, в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ИИАЭ), прошел 21-й российско-японский симпозиум ученых ДВО РАН и района Кансай (Япония). Сам факт того, что этот научный форум проводится в 21-й раз, говорит о его беспрецедентном месте в научных связях между Россией и Японией.
Во Владивостоке, в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ИИАЭ), прошел 21-й российско-японский симпозиум ученых ДВО РАН и района Кансай (Япония). Сам факт того, что этот научный форум проводится в 21-й раз, говорит о его беспрецедентном месте в научных связях между Россией и Японией.
Открыл симпозиум, посвященный 150-летию установления дипломатических отношений между Россией и Японией, академик Валентин Сергиенко, председатель ДВО РАН, а с приветственным словом к его участникам обратился вице-губернатор Приморского края Виктор Горчаков.
Представитель МИДа РФ во Владивостоке Андрей Броварец посвятил свой доклад первому русскому консульству в Японии. Профессор Восточного института ДВГУ Елена Верисоцкая в своем докладе "С. Ю. Витте и российская дипломатия на Дальнем Востоке в конце XIX- начале XX в." остановилась на особенностях политических отношений между странами этого региона, которые продолжают сохраняться в том или ином виде вплоть до нашего времени.
Доклады японских участников симпозиума также были насыщены интересной информацией и содержали глубокий анализ изучаемых ими проблем. Один из самых известных и влиятельных японских политологов, занимающихся СССР и Россией, Кимура Хироси, профессор университета Такусёку, в своем докладе "Что нужно сделать для опережающего развития российско-японских отношений" затронул самые животрепещущие вопросы отношений между двумя странами, в том числе имеющие непосредственное отношение к Приморскому краю: "Нельзя считать, что у Японии есть комплексная стратегия в отношении России. Японская дипломатия в отношении России строится на первых попавшихся под руку предложениях и бессистемных мероприятиях. Предложение о "тихоокеанском маршруте" нефтепровода из Сибири, сделанное кабинетом Коидзуми, - легло ли оно в основу японского курса в отношении России? На этот вопрос никто, наверное, ответить не сможет. И если вновь впадать в крайность, то это, скорее всего, совершенно случайная мысль или же, чего нельзя исключать, идея, порожденная чьими-то прагматическими интересами. Поворачивая взор к России, и здесь мы не наблюдаем особых изменений. И у России нет долговременной комплексной стратегии в отношении Японии. Что же представляет собой Япония для России? С точки зрения долгосрочных перспектив как следует строить отношения с Японией? Что для этого надо сделать на современном этапе? Абсолютно нет ощущения того, что эти вопросы ставились и серьезно обсуждались".
В прошлом профессиональный военный Мицуо Мии, научный сотрудник Института мировой политики и экономики, в своем докладе "Роль России и Японии в поддержании стратегического баланса в Северо-Восточной Азии" также высказал интересную точку зрения: "После образования нового российского государства роль России по сравнению с советскими временами заметно снизилась. Но, как уже говорилось ранее, Япония должна вновь оценить важность России и должна планировать и действовать, исходя из признания важной роли соседа. Это связано с обеспечением стабильности в Северо-Восточной Азии. В этом смысле Япония должна проявить инициативу, привлекать Россию для участия в различных процессах".
...В 2006 г. в Японии состоится 22-й симпозиум, который, несомненно, принесет новые открытия и поставит новые вопросы для историков обеих стран.
Автор: Андрей ПОЛУТОВ, сотрудник Восточного института ДВГУ, специально для "В"