Диалог законодателей
В течение двух дней представительная делегация обеих палат Федерального собрания, включающая 60 членов комитета Совета Федерации по бюджету, комитетов Государственной думы по бюджету и налогам и по делам Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также представителей правительства РФ, работала во Владивостоке над бюджетным законопроектом РФ 2006 года в непосредственном контакте с депутатами Законодательного собрания Приморского края.
В течение двух дней представительная делегация обеих палат Федерального собрания, включающая 60 членов комитета Совета Федерации по бюджету, комитетов Государственной думы по бюджету и налогам и по делам Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также представителей правительства РФ, работала во Владивостоке над бюджетным законопроектом РФ 2006 года в непосредственном контакте с депутатами Законодательного собрания Приморского края.
Приморские депутаты приняли участие в выездном совместном заседании бюджетных комитетов Совета Федерации и Государственной думы, которое прошло во Владивостоке в минувшую пятницу. Темой обсуждения стали приоритеты социально-экономического развития Дальнего Востока в проекте федерального бюджета на 2006 год.
В своем приветственном слове на открытии выездного заседания председатель Законодательного собрания Приморского края Сергей Сопчук отметил, что возможность диалога с коллегами из Москвы приобретает особенное значение в свете идущей подготовки к принятию краевого бюджета на 2006 год. Бюджетный законопроект предстоит принять в первом чтении на сессии ЗС ПК 28-29 сентября, "поэтому депутаты краевого Законодательного собрания хотели бы получить ответы на интересующие их вопросы, прежде всего посмотреть, каким образом отражены интересы края в федеральном бюджете". В частности, приморских депутатов интересует, каким же образом субъекту федерации будет передано дополнительное финансовое обеспечение в связи с приоритетами Дальнего Востока, определенными в президентском послании, а также инициативами президента по государственным инвестициям в социальный сектор. Прежде всего необходимо прояснить механизм поступления в регионы средств на повышение заработной платы медицинским работникам и учителям, развитие сельского хозяйства, решение жилищной проблемы, а также дополнительных средств на развитие дорожной сети. "Ответы важно получить до рассмотрения краевого бюджета во втором чтении, до постатейного распределения средств", - отметил Сергей Сопчук.
Основными докладчиками на заседании выступили председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин и председатель бюджетного комитета Государственной думы Юрий Васильев. Главный упор был сделан на то, что депутаты ГД и сенаторы сумели в ходе нулевого чтения бюджета-2006, проводившегося вместо депутатских каникул, получить от правительства дополнительно 350 миллиардов рублей на социальные программы. Это было сделано за счет повышения "цены отсечения" в Стабилизационный фонд идущей на экспорт российской нефти сорта Urals до 27 долларов за баррель. Все, что свыше, перечисляется в Стабфонд, а кроме того, один доллар с каждого барреля поступает в Инвестиционный фонд, созданный для развития инфраструктуры регионов на паритетных с бизнес-структурами началах. Именно из средств этого фонда предполагается софинансирование первых трех из представленных приморцами в правительство инвестиционных проектов. Это строительство моста на остров Русский с целью развития туризма, создание во Владивостоке очистных сооружений и реконструкция канализационной сети, а также строительство физкультурно-оздоровительного комплекса во Владивостоке, о выделении на которое 100 миллионов рублей как о деле практически решенном говорил Юрий Васильев. Кроме того, решается вопрос о поставках в край медицинского оборудования и карет скорой помощи.
Что касается Федерального фонда поддержки регионов, то он вырос на 20 процентов, хотя позже в выступлении председателя комитета по делам Севера и Дальнего Востока Валентины Пивненко прозвучало, что в процентном отношении к ВВП (валовому внутреннему продукту) РФ доля этого фонда снизилась на 0,3 процента. Но рост финансовой поддержки по другим статьям свидетельствует в целом о шестикратном увеличении предусмотренной на 2006 год федеральной помощи дальневосточникам. По словам Евгения Бушмина, новая бюджетная философия состоит в том, чтобы "население страны, каждый простой человек России сумел на себе ощутить профицит бюджета и рост нефтяной конъюнктуры".
Интерес вызвало и предложение о снижении ставок налога на добычу отдельных видов биоресурсов, сделанное представителем Законодательного собрания Приморского края в Совете Федерации Игорем Пушкаревым. Будучи членом бюджетного комитета СФ, Игорь Сергеевич уже выступал с подобной законодательной инициативой, касающейся снижения ставок на вылов краба-стригуна. Решение по крабу-стригуну уже работает, сказал Игорь Пушкарев, в результате существенно вырос улов этого вида биоресурсов, а в бюджет, соответственно, поступили дополнительные налоговые доходы. В результате рыбаки довольны и бюджет не внакладе. Этот же успешно зарекомендовавший себя механизм приморский сенатор предлагает применить по отношению к нескольким видам рыбы, не слишком популярным у рыбаков из-за завышенной ставки налога (речь не идет о минтае и других основных видах биоресурсов). Игорь Пушкарев также говорил о необходимости государственной поддержки отрасли, которая вдвое сократила уловы по сравнению с 80 годами прошлого века. В качестве примера был приведен соседний Китай, где государство дотирует три четверти промысла. Благодаря господдержке добыча биоресурсов китайскими рыбаками возросла с 5 до 30 миллионов тонн, что на порядок выше, чем добывают россияне.
С докладом от Законодательного собрания Приморского края на заседании выступил Юрий Серебряков, председатель комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и налоговым ресурсам. "Сейчас стране вполне по силам сделать так, чтобы миграция населения происходила не с востока на запад, а с запада на восток", - считает Юрий Серебряков. По его словам, подобная программа была реализована лишь дважды в истории: при царе в ходе переселенческой колонизации и затем в годы нэпа, когда дотации составляли лишь 0,67 процента регионального бюджета, но не было вовсе налоговых отчислений в центр, которые сейчас со всеми взаимозачетами составляют 50 процентов. Именно в эти годы Россия смогла укорениться на своей восточной окраине. Не для того же это было сделано, чтобы через сотню лет все здесь потерять?
Автор: Александр КАРТАШОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"