Лягушки на экспорт
В Приморье хорошо известно, что самые активные браконьеры - китайцы. Пограничники с завидной регулярностью задерживают на нашей территории граждан Поднебесной, которые незаконно приходят к нам за женьшенем, древесной лягушкой, папоротником и другими природными дарами. Это неудивительно: у 1,5-миллиардного Китая есть потребности, а также деньги на удовлетворение этих потребностей. Вот и перетекают наши ресурсы туда, где они требуются. Между тем пресечь браконьерство пытаются не только силовые структуры, но и ученые.
В Приморье хорошо известно, что самые активные браконьеры - китайцы. Пограничники с завидной регулярностью задерживают на нашей территории граждан Поднебесной, которые незаконно приходят к нам за женьшенем, древесной лягушкой, папоротником и другими природными дарами. Это неудивительно: у 1,5-миллиардного Китая есть потребности, а также деньги на удовлетворение этих потребностей. Вот и перетекают наши ресурсы туда, где они требуются. Между тем пресечь браконьерство пытаются не только силовые структуры, но и ученые.
В Биолого-почвенном институте ДВО РАН уже давно разработаны две новые и, вероятно, единственно возможные в условиях Дальнего Востока методики: "Технологическая система выращивания дальневосточной лягушки в питомниках" и "Режим опережающего воспроизводства и рациональной эксплуатации ресурсов лягушки на закрепленных за питомниками территориях". Проще говоря, создание лягушачьих ферм на территории Приморского края позволит продавать лягушек на экспорт, значительно сократив при этом их браконьерский отлов, и поспособствует развитию малого бизнеса, наполнению краевого бюджета.
Исчезающая героиня
Количество особей дальневосточной лягушки, которая живет в лесных зонах Приморского края, составляет порядка 25 миллионов. С конца апреля до начала июня одна самка откладывает в воду 1500-1600 икринок, из которых через 23-65 суток на свет появляются головастики. Начиная со второй половины июня и до сентября на сушу выходят молодые лягушата. В природных сообществах дальневосточная лягушка играет весьма существенную роль: с одной стороны, она является кормом для некоторых видов животных, в том числе занесенных в "Красную книгу", с другой - сама поедает массу беспозвоночных, среди которых преобладают вредные для сельского и лесного хозяйства виды.
Этот вид лягушки, которую неправильно называют древесной, очень популярен в странах Юго-Восточной Азии: он используется в кулинарии и традиционной восточной медицине. Особенно любят лакомиться лягушачьими лапками наши непосредственные соседи, периодически пересекая границу для пополнения запасов. Помогают в этом китайцам и русские, причем делают это самым безбожным способом - обездвиживая лягушек в зимовальных ямах электрошоком или выливая в воду отравляющие вещества (в большинстве случаев гибнет еще и рыба). С такими темпами лет через 10-15 ее тоже придется заносить в "Красную книгу".
В самом Китае дальневосточной лягушки мало. Ученые отмечают, что в какой-то момент в Поднебесной возникла критическая ситуация, когда природная популяция была фактически исчерпана. Правда, китайцы быстро отреагировали: были разработаны приемлемые методики выращивания лягушачьей молоди. Теперь подобные методики пытаются внедрить и у нас, в России.
Авторская арифметика
Профессор Виктор Александрович Костенко, главный научный сотрудник лаборатории териологии Биолого-почвенного института ДВО РАН, доктор биологических наук, уже несколько лет пытается внедрить в Приморье свою идею по созданию лягушачьих ферм. Он даже получил грант от президиума ДВО РАН на разработку этой идеи.
- Вся суть фермерства, - говорит он - будет заключаться в сборе кладок икры, их помещении в подходящие для развития водоемы, отслеживании стабильности роста головастиков, предотвращении их гибели и, наконец, отправке молоди в естественную среду обитания.
Предложенный вариант идеален для малого бизнеса: он требует вложения сравнительно небольших средств и гарантирует их быстрый возврат. По подсчетам Костенко, расходы на создание подобного питомника площадью в 1-2 гектара составят около 26 тысяч долларов, а на его содержание - порядка 13 тысяч долларов в год. Подросших лягушат можно экспортировать в тот же Китай. Сейчас на внутреннем китайском рынке одна особь стоит 10 юаней (35 рублей). Даже если продавать лягушек по 10 рублей, то предполагаемая прибыль может составить 92 тысячи долларов в случае реализации 300 тысяч лягушек. А производительность питомника такого размера составит в среднем 6 миллионов сеголеток в год.
Когда Виктор Александрович впервые выступил с этим предложением, им сразу же заинтересовалось более 20 предпринимателей. Но дело застопорилось по банальной причине - бюрократической. Желающих вложить свои деньги в создание питомника и принести доход казне чиновники местной администрации заставляют собирать десятки справок, проходить всевозможные комиссии и экспертизы. В большинстве случаев за это приходится платить немаленькие суммы и ждать минимум два года.
Сейчас на территории края разрешено создать только три питомника: при ООО "Энергопром" (Лучегорск), при ООО "Крестьянское хозяйство "Бархатное" (Партизанск) и при ООО "Агема-Эко" (Партизанский район). Согласование документации и прохождение госэкспертизы занимает больше года, и пока с этой задачей справилось только "Агема-Эко". Сможет ли оно преодолеть остальные барьеры?
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В", Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"