Чем будем воскрешаться?

Фильм режиссера Светланы Проскуриной "Удаленный доступ" стал событием минувшего кинофестиваля.

21 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1822 от 21 сент. 2005

Фильм режиссера Светланы Проскуриной "Удаленный доступ" стал событием минувшего кинофестиваля.

Приз за лучшую женскую роль получил актерский дуэт Даны Агишевой и Елены Руфановой - исполнительниц ролей матери и дочери. Сама Светлана Проскурина была удостоена приза за лучшую режиссуру фильма.

Пронзительный сюжет, взятый за основу ленты, рассказывает о судьбах девушки и юноши. У обоих сложные взаимоотношения с родителями. Девушка болезненно переживает семейные конфликты матери и отчима. У парня на сердце незаживающая рана от пережитой трагедии: на его глазах утонули мать и сестренка, пока отец спасал его из перевернувшейся лодки. Молодые люди знакомятся по телефону, но их роману не суждено состояться: Еще одна трагедия врывается в их жизнь.

Режиссер Светлана Проскурина поставила фильм по своему сценарию. С этого и начался разговор с ней корреспондента "В".

- Светлана, неужели действительно так трудно найти единомышленников, что вы ставите фильм по своему сценарию?

- Написание сценария - это вынужденная мера. Ведь ставить фильм можно только о том, что тебе небезразлично. Так что мое авторство - скорее, моя беда, а не заслуга. Я бы очень хотела встретить такого сценариста, чтобы путешествовать за ним, покоряя достаточно высокую планку.

- В титрах фильма обозначена благодарность известному кинорежиссеру Александру Сокурову. В чем его заслуга?

- Я начала эту картину четыре года тому назад, но у продюсеров закончились деньги, и проект рухнул. На протяжении полугода практически каждую неделю мне звонил Александр Сокуров, интересовался, как идут наши дела. В конце концов начал лоббировать этот проект. Одним словом, если бы не он, то картины просто бы не было.

- После фильма остается такое ощущение, что только большее горе способно нас выбить из состояния затянувшейся семейной трагедии. Или я неправильно прочла подтекст фильма?

- Не может быть неправильного прочтения, если что-то задело вас за живое. Ведь интересный сюжет предполагает многослойность восприятия. Каждый опирается на свой опыт, на свои неразрешенные проблемы, драматичность собственной жизни: Все, о чем сказано в фильме, не обязательно касается России. Это касается всего белого света. Мы утратили воздух взаимоотношений. Нас так переполняют страхи - собственного возраста, встретим ли мы того самого человека или вообще никого не встретим, страх отсутствия контакта с родителями, страх терроризма или что вдруг не будет этого моря, что нечего будет есть. От этих страхов нам нечем дышать, и, чтобы все-таки вздохнуть, нужен стрессовый удар, как лопатой по голове или под дых. После такого удара человек импульсивно хватает воздух, к нему возвращается ощущение реальности. Как сказал замечательный режиссер Анатолий Васильев: "Скоро нам нечем будет воскрешаться". Нужны экстремальные усилия для каждого человека, чтобы возникла потребность переменить свою участь. Хотя бы на миг.

- Роль, которую сыграл актер Владимир Ильин, действительно писалась для него?

- Володя Ильин мой драгоценный и очень близкий друг. Наши дома в деревне стоят рядом, и мы часто общаемся с ним и его женой Зоей. Я писала эту роль для него. Мне казалось, что ему пора очиститься от стереотипов сериальных ролей. Он один из немногих, кого отличает эта удивительная черта русского характера. Та самая, когда как приветствие говорят: "Виноват". Для меня это очень важно, и в Володе я эту черту обожаю. Но когда он прочитал роль, то выразил свой протест: "Какой я любовник? Я не могу это играть". Всю картину мы прорепетировали от начала до конца, как в театре, и только потом начали снимать. Ильин проникся этой ролью.

- В фильме "Удаленный доступ" играет очень интересная молодая актриса Дана Агишева. Где вы ее нашли и не дочь ли она известного кинематографиста Адиша Агишева?

- Я просмотрела более трех тысяч девочек на Урале, в Сибири, Ярославле, московских театральных училищах. Отдельный разговор про то, как и кого готовят теперь в театральных училищах... Эту девочку мы нашли в коридоре университета в отчаянном состоянии, на перепутье: Дана только что окончила романо-германский факультет, владеет несколькими языками, удивительно тонкой организации девочка. Но она оказалась как будто не у дел со своим образованием. Мы только после съемок узнали, что она из кинематографической семьи, дочь талантливого режиссера, который сейчас успешно снимает документальное кино. В моей картине не одна она непрофессиональная актриса. Но эти люди оказались настолько самозабвенны и безрассудны, что я не знаю, смогла бы найти подобную эмоцию у артистов или нет. Я готова на многое пойти рядом именно с такими людьми, пусть даже лишенными профессии. Человеческие качества прежде всего. Все остальное - прикладное.

- Светлана, какую кинематографическую награду вы сами цените выше всего?

- Как-то я загорала на пляже в Анапе. Зашел разговор о кино с рядом отдыхающей женщиной. Она сказала, что не любит современное кино, потому что не понимает, для кого его снимают. Надуманно, жестоко, вычурно. И только однажды ее глубоко тронули кадры недавно увиденного фильма, название которого она не помнит. Когда женщина рассказала взволновавший ее сюжет, сердце мое замерло от тихой гордости - это был мой фильм "Детская площадка": Для меня это самый дорогой комплимент в адрес моего творчества.

- Чем вам запомнится Владивосток, наш кинофестиваль?

- Здесь царит удивительная атмосфера. Фестиваль получился нежный и какой-то товарищеский, в то же время серьезный профессионально, поскольку здесь сумели собрать практически всю программу Венецианского фестиваля. Это поразительно. Наш фильм был участником конкурсной программы того фестиваля, и я как-то умудрилась посмотреть большую часть фильмов. А тут предпочтение отдавала общению и морю. Да, и гребешки сырые - это что-то потрясающее.

Автор: Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"