Его всевидящее око
Во Владивостоке начинается строительство центра по проектированию, изготовлению и испытаниям автономных необитаемых подводных аппаратов. Наши ученые давно делают такую робототехнику на мировом уровне.
Во Владивостоке начинается строительство центра по проектированию, изготовлению и испытаниям автономных необитаемых подводных аппаратов. Наши ученые давно делают такую робототехнику на мировом уровне.
Эксперты утверждают: запасы ресурсов на суше практически исчерпаны. Все взоры - к океану, где есть нефть, полезные ископаемые, энерго- и биоресурсы: Но только там без подводной техники делать нечего.
К счастью, опыт у наших ученых в разработке умных подводных аппаратов огромный, ведь начали заниматься ими еще в начале 70-х годов под руководством Михаила Агеева, теперь уже академика РАН. Протаптывали свои собственные "тропы", ломали голову над тысячами деталей: как аппарат будет двигаться, из каких материалов, стойких к агрессивной морской среде, его построить, какой аппаратурой начинить? Системы управления, точность навигации, источники питания: Такого рода подводный аппарат сродни космическому!
С тех пор в лабораториях дальневосточного института разработано 19 моделей подводных систем, которым по силам выполнение самых разных задач. Есть аппарат, который питается от солнечной батареи. Разработан модуль для получения энергии из разницы солености воды. Хоть сейчас готова к заказам система для работы подо льдом. Аппаратов могло бы быть в несколько раз больше, если бы не привычная катастрофа с деньгами для науки:
И тем не менее в будничном, можно сказать, режиме здесь создают технологии мирового уровня. Только заказов - единицы...
На удачу появились и иностранные партнеры. Несколько лет назад, например, по заказу властей одного из штатов США создан аппарат для инспекции разветвленной сети водопровода: "путешествуя" вдоль труб, он может легко и безошибочно определять места повреждений и утечек.
Подводная робототехника - одно из самых перспективных направлений в мировой науке. об этом шла речь на конференции "Технические проблемы освоения Мирового океана", которая прошла на минувшей неделе во Владивостоке, в Институте проблем морских технологий ДВО РАН. Главной темой разговора стали вопросы разработки и применения АНПА - автономных необитаемых подводных аппаратов.
Другой - по заказу китайской стороны: ООН выделила КНР участок в Тихом океане, где с помощью нашей робототехники на глубине более 4 тысяч метров обнаружили и оценили запасы железомарганцевых конкреций - богатейшие, надо сказать, запасы!
Наши же ученые и рыборазведка с помощью робототехники оценивают состояние биоресурсов. Аппарат увидит все: промысловые запасы рыбы, глубину залегания и количество морских объектов, скажем, трепанга.
Сильно интересуются аппаратами нефтяники, геологи, экологи и многие другие. АНПА может передавать самую разнообразную информацию с глубин до нескольких тысяч метров, он "видит" объекты под илом и сканирует слой за слоем тысячи метров ниже океанского дна.
На вопросы корреспондента "В" отвечает Леонид НАУМОВ, доктор технических наук, директор Института проблем морских технологий ДВО РАН.
- 30 сентября германские партнеры представят нашим специалистам рабочий проект будущего "Центра проектирования, изготовления и испытаний автономных необитаемых подводных аппаратов" в районе станции Чайка, - рассказывает Леонид Анатольевич. - Уже полностью получено финансирование на строительно-монтажные работы - 150 млн. рублей. Эти средства выделили частями Министерство экономики и развития и Министерство промышленности РФ. Общая же стоимость объекта - 10-12 млн. евро. Средства уже заложены в бюджет-2006.
Строительство начнется 1 января 2006 года. А 1 сентября 2006 года немецкие партнеры пообещали вручить нам ключи от полностью готового объекта с оборудованием. Обычно у них обещания не расходятся с делом: Оборудование центра уже согласовано, будет доставляться и монтироваться по мере строительства, можно сказать, с колес.
- Сколько подводных аппаратов вы сможете строить?
- 10-15 в год. Сейчас эта научно-техническая ниша практически свободна. В 2003 году, по оценкам экспертов, потребность в подводных работах в мире оценивалась в 11,8 млрд. долларов, сейчас не менее 15-18 млрд. А все имеющиеся в мире машины (их около полутора тысяч единиц) могут оказать услуг лишь на 85 млн. долларов. Так что локтями тут никого расталкивать не придется - нужно просто строить хорошую технику.
- А ваши АНПА могли как-то помочь во время спасения батискафа на Камчатке?
- Специалисты были готовы работать. Но там место аварии было известно, и стояли другие задачи - не искать, а распутывать тросы. Если бы флот хорошо содержал оборудование, которое было закуплено за рубежом, он бы справился с задачей.
- Вы будете продавать готовые аппараты или услуги, и ваши специалисты будут выезжать вместе с АНПА?
- Мы ученые, а не завод, и наша задача - разрабатывать новые модели. То есть мы строим опытно-конструкторские разработки. Если потребуется тиражирование, передадим технологии промышленности. Невыгодно нам и отправлять специалиста надолго, если нужно выполнить заказ. Раньше именно так и делали, но сейчас создаем по стране несколько центров по эксплуатации наших аппаратов: их сотрудники знают технику, будут искать заказы и работать по ним. Сейчас нашу технику планируют привлечь к новому проекту - строительству североевропейского газопровода (СЕГ) на Балтике.
Планируется активное участие наших аппаратов в работах на шельфе Сахалина. В перспективе - много работы с геологами.
А в ближайшее время планируем сделать аппарат для исследований Мариинской впадины. Она интересует и геологов, и биологов, и биохимиков: Работы там время от времени велись, точечно спускалась аппаратура, в том числе обитаемые аппараты, но чтобы организовать там площадные съемки - этого еще никто не делал! Мы могли сделать это еще 10 лет назад, да денег не было. Теперь для решения такой задачи есть практически все.
Где еще применялись автономные необитаемые подводные аппараты ДВО РАН?
- в поиске затонувшей в 1989 году подводной лодки "Комсомолец"
- в операции по поиску упавшего вертолета Ка-27-ПС в заливе Петра Великого и тел погибших (2003 год)
- в экспедиции к месту возможной гибели парохода "Челюскин" в Чукотском море (2004 год). К сожалению, указанное место оказалось ошибочным, никаких останков затонувшего судна здесь не обнаружено.
Автор: Марина ИВЛЕВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток", Светлана МАЛЬЦЕВА (фото), специально для "В"