Секретный альбом со сроком давности в 60 лет

Уникальным экспонатом пополнился историко-краеведческий музей г. Артема. Один из старейших жителей пос. Артемовского Василий Степанович Якушев, ветеран Великой Отечественной войны, передал сюда на вечное хранение альбом с "секретными фотографиями", который хранился у него больше полувека. Сегодня газета "Владивосток" впервые публикует их.

16 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1820 от 16 сент. 2005

Уникальным экспонатом пополнился историко-краеведческий музей г. Артема. Один из старейших жителей пос. Артемовского Василий Степанович Якушев, ветеран Великой Отечественной войны, передал сюда на вечное хранение альбом с "секретными фотографиями", который хранился у него больше полувека. Сегодня газета "Владивосток" впервые публикует их.

На пожелтевших снимках - высшие чины Первого Дальневосточного фронта, "картинки" с митинга, посвященного приказу Сталина о переходе государственной границы.  8 августа 1945 г., парад советских войск в Харбине 16 сентября того же года, вооружение японской армии, собранное для отправки на трофейную выставку в Москву.

- Этот альбом мне передал в середине 50-х Геннадий Коростелев, словно предчувствуя свою скорую кончину, - рассказывает Василий Степанович. - Он тогда по секрету сообщил, что раскрыл одну  крупную махинацию (Геннадий возглавлял финансовое подразделение Владивостокского гарнизона) и получил уже несколько анонимных записок с угрозами. Действительно, спустя некоторое время  я узнал, что Г. Коростелев, здоровяк, душа-человек, умер: Сердечный приступ.

Во время войны с Японией он, тогда еще сержант, служил в разведывательном артиллерийском дивизионе (в фотовзводе), который  в августе 45-го вошел в состав нашей 213-й армейской пушечной артиллерийской бригады резерва Верховного главнокомандующего. Геннадий сам делал эти снимки, которые  под грифом "секретно" хранились в особом отделе. После войны, когда часть расформировывалась, он взял альбом себе - на память. Хотя, понятно, рисковал.

Парад в Харбине 16 сентября 1945 г.Василий Степанович тяжело вздыхает и приглаживает рукой непослушный седой бобрик. Каждый год 22 июня вот уже на протяжении 60 лет он бреется наголо. Такую клятву дали друг другу бывшие одноклассники - те, кто уцелел, когда встретились после войны. Последний выпускной звонок прозвучал для Василия Якушева, круглого отличника, 22 июня 1941 г. во владивостокской средней школе № 27, которая носила тогда имя Анастаса Микояна. Из 14 ребят, ушедших на фронт, вернулись четверо.  В. Якушева после окончания офицерской школы автотехников в Комсомольске-на-Амуре направили служить в 105-й Гродековский укрепрайон. Воевать ему довелось уже в 1945-м - с японцами, в составе батареи управления артбригады.

- Много всего довелось повидать и пережить за ту "молниеносную" войну, но парад в Харбине, который проходил 16 сентября, запомнился особо. День выдался хороший. Торжества начались ровно в 11 часов. Звучали бравурные речи, чеканили шаг войска. Прошла победным маршем и наша артбригада - 64 ствола. Но, пожалуй, еще больше взволновало другое. Вечером того же дня нас, 50 офицеров, пригласил на ужин Михаил Васильевич Хорьков, русский эмигрант. И дело было, конечно, не только в богатом столе, который по русскому хлебосольному обычаю ломился от угощения. Мы  душой потянулись друг к другу. Михаил Васильевич рассказал о трагической гибели сына - его убили, когда он  "вступился" за  песню  "Волга - русская река", ее начали коверкать какие-то подонки. Мы даже на могилу к парню сходили.

Василий Степанович Якушев у памятника боевой славы в пос. АртемовскомНадо сказать, что большинство соотечественников, живших в Харбине, встречало советские войска очень радушно. Наша часть покинула этот русский город в Китае только в январе 1946-го. Так началась моя мирная жизнь. Спустя некоторое время окончил с отличием ДВПИ, получил профессию инженера-электрика, создал семью.

- А почему так долго не "обнародовали" альбом, даже с началом перестройки? - не удержались мы  от вопроса.

- Дети мои его видели. У меня два сына, внуки тоже. А вообще каждый секрет имеет свой срок. Я выждал 60 лет. Жизнь, можно сказать, прошла...


 

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"